Традиции и быт русского народа

Проект

«Традиции и быт русского народа»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Федорова Юлия Сергеевна,

 воспитатель  МКДОУ № 483,

 г. Новосибирск

 

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Сроки: c 7 марта по 31 марта 2016 года.

Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих,  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом — человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.  В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

 Цель проекта:

Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного   вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрали тему своего проекта  «Традиции и быт русского народа». Мы посчитали необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

— принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем  различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения.  Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором —  дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

— Заучивание потешек, прибауток, закличек.

— Использование пословиц, загадок, поговорок.

— Чтение художественной литературы.

— Использование русских народных песен и танцев.

— Проведение русских народных игр.

— Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

—  Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

— Рассказ о народных обычаях и традициях.

— Рассматривание иллюстраций о русском быте.

— Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми 

— Организованные занятия.

— Совместная деятельность.

— Праздники и развлечения.

— Наблюдения в быту и природе.

— Слушание музыки.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта — создание интерьера русской избы. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения , образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».  С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок ,считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.  Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. 
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников. 
4. Знакомство с русскими народными играми.  Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

— Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

 — Первичный мониторинг.

 — Анкетирование родителей.

 — Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

II  Этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

— Занятия в соответствии с планом.

— Беседы.

— Чтение познавательной и художественной литературы.

— Слушание классической музыки.

— Слушание русских народных песен.

— Экскурсия в русскую избу.

III  Этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

— Мониторинг.

— Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

— Презентация проекта

Мероприятия с детьми

— Занятие «Русь-матушка». Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.

— Экскурсия в комнату «Русская изба». Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

— Беседы: «Имена старинные и современные», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям.

— Чтение русских народных сказок,былин об Илье Муромце.

-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: Показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить  с подвигами богатырей.

— Праздник масленица. Цель: Познакомить детей с одним из  праздников

— Игра-хоровод «Гори, гори ясно» «Дударь». Цель: Познакомить детей с хороводными играми.

— Слушание русских народных песен. Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

— Игра «Ручеёк». Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

— Вечер загадок про домашнюю утварь и т.д. Цель: Закрепить с детьми названия домашней утвари и т.д.

— Рисование «Распиши сарафан».(пластилинография).

— Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.

— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».

 — Мониторинг.

Итоговое мероприятие  по проекту «Семейные традиции на Руси». Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа.

Мероприятия с родителями

— Испечь блины к Масленице.

— Участие семьи Грудевых в конкурсе «Семья года».

— Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.

— Создать групповой альбом «Я и моё имя».

Цель: привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

— Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения:  русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Литература:

  1. Моя Родина – Россия, «Народы. Костюмы. Праздники». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
  1. Моя Родина – Россия, «С древних времён до наших дней». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
  1. В.В.Гербова и др. Книга для чтения 5-7 лет в детском саду и дома.
  2. Русские народные сказки от А до Я «Чудо-чудное, диво-дивное», Москва, 2011.
  3. Интернет.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.