В гости к леснику

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«В гости к леснику»

в группе комбинированной направленности для  здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом) по развитию компонентов устной  речи (от 4-5 лет)

 

 

Леонова Галина Сергеевна,

воспитатель МДОУ № 14,

Кузнецова Екатерина Валериевна,

учитель-дефектолог МДОУ № 14

 г. Оленегорск Мурманской обл.

 

Задачи:

1. Формировать умение детей определять слова  с определённым звуком, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

2. Развивать фонематический слух, восприятие, словарь детей.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Формировать умение соотносить первичные представления детей о предметах окружающего мира со словом взрослого.

2. Познакомить с изображениями известных предметов на картинках. Учить запоминать их названия.

3. Способствовать формированию речевого слуха, слухо-зрительных реакций.

4. Развивать функцию сравнения и обобщения в мышлении детей.

5. Развивать ощущение собственных движений.

6. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность с детьми и взрослыми (коммуникативных навыков).

Материал: игрушки (сова, заяц, белка, старичок-лесовичок); картинки (животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, животные); компьютер; мяч; картинки с изображением контуров животных.

Словарная работа: сторожка, лесник, волчонок, медвежонок, лисенок, зайчонок, лосенок, олененок, бельчонок.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение художественной литературы о животном и растительном мире, ознакомление детей с правилами «Друзей природы».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Здесь письмо: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами. Лесник».

Воспитатель: Ребята, оказывается, лесник приглашает нас в гости. А вы знаете кто такой лесник? (Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы). Как называется дом лесника? (сторожка). Вы согласны пойти в гости к леснику? Но, кто же нам поможет найти дорогу туда? Смотрите, к нам залетела сова. Давайте у неё спросим.

Совушка-сова – умная голова,

Расскажи нам, покажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку.

Сова:

Покажу, но сначала спойте мне песенки.

Вы знаете песенку комарика? (з-з-з-з);

Песенку жука?(ж-ж-ж-ж);

Песенку ветра (ш-ш-ш-ш);

Песенку водички? (с-с-с-с).

Воспитатель:

— Соня, спой песенку комарика для Карины.

— Доминика, спой песенку водички для Алёны.

— Алина спой песенку жука для Антона.

(совместная деятельность здоровых детей и детей-инвалидов)

Сова: Молодцы, все песенки  правильно спели, а сейчас поиграйте со мной. Игра называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы  хлопните в ладоши, если услышите

песенку комарика (з) — зонтик, машина, осень, забор, зима, снег.

песенку жука  (ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, окно.

песенку водички (с) – стол, рука, слон, самолёт, дерево, солнце.

песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина.

Сова: Какие вы молодцы. Ступайте вот по той дорожке.

(Дети идут, встречают белку)

Воспитатель:

Белка, белка – расскажи,

Белка, белка – покажи,

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Белка: Покажу, только сначала поиграйте со мной. Игра называется «Назови одним словом». Я покажу вам картинки, а вы всё, что на них увидите, назовете  одним словом.

Воспитатель показывает картинку (насекомые  —  бабочка, жук, комар, муха, пчела). Дети называют.

Воспитатель: Ребята, а каких насекомых вы знаете?

Аналогичная работа проводится с картинками, на которых изображены деревья — берёза,  ель, сосна, осина, рябина; цветы — ромашка, василёк, колокольчик, роза; птицы — воробей, сорока, скворец, утка; ягоды —  брусника, малина, черника, земляника; животные  —  лиса, волк, медведь, заяц, белка.

Учитель-дефектолог предлагает детям с ОВЗ выбрать одну из двух предметных картинок с изображениями дерева и пирамидки; птицы и моркови. (Одна из предложенных картинок относится к другому обобщающему понятию).

Учитель-дефектолог: Карина, покажи  дерево. Вот дерево. Соня, помоги Карине.  (Соня: «Вот, Карина, дерево»). Дай мне картинку. Молодец, Карина. Алёна, покажи птицу. Вот  птица.  Дай Алине птицу. Молодец Алёна.

Учитель-дефектолог: (задание для Антона. Направлено на развитие слуховой ориентации на звук. После удара в бубен Антон подаёт картинку. Задание повторяется 2-3 раза).

Белка:  Молодцы, ребята, много знаете птиц, животных, ягод. У меня для вас есть ещё одна игра. На экране вы увидите картинки. Попробуйте догадаться, что здесь лишнее? (на мониторе компьютера поочерёдно  высвечиваются картинки).

— медведь, лиса, белка, ромашка;

— ромашка, василёк, колокольчик машина;

— берёза, рябина, сосна, кукла;

— воробей, сорока, ворона, чашка;

— жук, комар, бабочка, дерево.

(После каждого задания дети объясняют, почему та или иная картинка лишняя.  После правильного ответа лишняя картинка исчезает).

Белка: Молодцы! Идите дальше вот по той тропинке.

Здоровые  дети приглашают детей с ОВЗ,  берут за руки и идут дальше.

Физминутка

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаём.

Вот приходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг.

Ветер дует с высоты,

Клонит травы и цветы.

Влево-вправо, вправо-влево

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра

Дальше нам идти пора.

Воспитатель:

Смотрите, ребята, заяц.

Заяц, заяц – покажи,

Заяц, заяц – расскажи,

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Заяц: Обязательно покажу, только сначала присаживайтесь на мою лесную  полянку, да поиграйте со мной. Я буду вам катить мяч и называть слова, а вы будете возвращать мне мяч и называть это же слово, только ласково. (Дети садятся полукругом на ковре).

лист – листочек

гриб – грибочек

ветка – веточка

жук – жучок

ёлка – ёлочка

трава – травушка

цветок —  цветочек

гусеница – гусеничка.

(Учитель-дефектолог помогает детям с ОВЗ  катить мяч).

Заяц: Молодцы, ребята! Всё правильно назвали. А я ещё хочу с вами поиграть. Я буду называть вам животное, а вам нужно сказать, кто кем был,  найти  подходящую картинку и прикрепить её  к доске. Говорить нужно так:  «Лиса была лисёнком».

— кем был медведь?

— кем был волк?

— кем был лось?

— кем был заяц?

— кем был олень?

— кем была белка?

— кем была лиса?

Учитель-дефектолог:  Проводит игру с детьми с ОВЗ «Найди такую же». (На подносе по три картинки. Две из них одинаковые. Картинки поочерёдно предлагаются детям для выбора).

Заяц: Мне очень понравилось с вами играть. Только дедушка-лесник вас уже наверно заждался. Вон там его сторожка. Счастливого пути.

Дети подходят к сторожке. Выходит Лесник.

Лесник: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Воспитатель: Соня, расскажи, что нельзя делать в лесу? (показывает знаки и спрашивает поочередно других детей).

— в лесу нельзя жечь костёр.

— нельзя бросать мусор.

— разорять гнёзда птиц и муравейники.

— ломать ветки деревьев и рвать цветы

— громко кричать.

Воспитатель: Дедушка Лесник, мы тебе дарим «Правила друзей природы», а ты их развесь на деревья, чтобы твоих птиц и зверей никто не обижал.

Лесник:  Спасибо, ребята. Мои лесные жители рассказали мне, что вы  с ними играли, не обижали. За  ваши добрые дела я угощаю  вас лесными орешками. Дети благодарят Лесника.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.