В мире звуков

Конспект образовательной деятельности

« В мире  звуков»

для детей подготовительной к школе группы

 комбинированной направленности

 

 Грань Ольга Михайловна,

 музыкальный руководитель МБДОУ № 7,

Михайлова Светлана Зиновьевна,

воспитатель МБДОУ № 7,

п.г.т. Никель Мурманской обл.

 

Приоритетная образовательная область:  «Художественно – эстетическое развитие» — приобщение к искусству

Интеграционные  образовательные области:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие»

Цель образовательной деятельности:  привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков.

Задачи:

«Художественно – эстетическое развитие»:

1. Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей  различных предметов и  музыкальных инструментов.

2. Интегрировать бытовые знания  детей  в музыкальную импровизацию.

3. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве.

4. Развивать  музыкальные способности детей  к организованной игре  в ансамбле.

«Познавательное развитие»

1. Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов путём исследования разных предметов.

2. Закреплять умение детей выделять общие звуки в предметах.

 «Речевое развитие»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас детей по данной теме.

2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

«Социально – коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

«Физическое развитие»»

1. Развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на музыкальных инструментах: ложках, трещётках, треугольнике, ксилофоне.

Методы:

  1. практические методы — игровая ситуация, дидактические музыкальные игры, игры на музыкальных инструментах, танцевальные движения;
  2. наглядные методы — мультимедийная презентация, показ способов действия;
  3. словесные методы — художественное слово, беседа, объяснение.

Приёмы:

  1. использование ИКТ;
  2. путешествие во времени;
  3. использование художественного слова;
  4. слушание звуков, музыки;
  5. рассматривание нетрадиционных музыкальных  инструментов, игры на них;
  6. танец.

Предварительная работа: знакомство с разными видами музыкальных инструментов – ударных, струнных, рассматривание иллюстраций, слушание их звучания.

Материал и оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, ноутбук, СD- диск, презентация  «Путешествие в прошлое»», фонозапись звука тиканья часов,  макет старинных  часов, деревянные палочки, деревянный лук для извлечения звуков,  деревянные ложки, трещётки, ксилофон, треугольник,  хрустальные бокалы, тарелка, тазик с водой, барабан, щётки, балалайки, русские народные кепки.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас будет необычное  занятие. Я приглашаю вас окунуться в мир звуков, но сначала мы с вами послушаем тишину.

Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как  звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

Чтобы послушать тишину,  сначала давайте настроим наши уши.

«Игра – настройка» (проводит воспитатель)

Дети:

Мы тихонечко сидим и готовим уши,

Потому что мы хотим научиться слушать!

Воспитатель:

Где, ребята, ваши ушки?

Дети:

Наши ушки на макушке!

Дети тихо сидят, не кричат и не шумят. Тсс! (прикладывают палец к губам)

Вот наши уши, уши будут слушать  (прикладывают руки к ушам)

Тсс! (постепенно замедляют речь, переходя на шепот)

Дети слушают звуки помещения (шаги людей, звон посуды и т.д.).

Музыкальный руководитель: Какие звуки вы услышали? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

Звуками наполнен весь окружающий мир.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный.

О том, какое множество звуков нас окружает, прочтёт стихотворение

Максим  Козловских

Стихотворение С. Куралех  «Хорошее настроение»

Я проснулся утром рано. Начал день свой, как всегда,

Но едва коснулся крана, как закапала вода.

Мама встать уже успела, вот и чайник  закипел.

Где-то радио запело, за стеной сосед запел.

Заскрипели половицы, зашумел, защелкал двор –

Там на клен слетелись птицы, получился целый хор.

Шел я в садик утром рано,-  журчали весело фонтаны.

Шелестели листочки. Отличный был денечек!

Музыкальный руководитель: Ребята, каждый день мы слышим разные звуки: шум дождя, пение птиц,   музыкальные звуки, которые отличаются особой красотой и певучестью. Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Каждый из них неповторим и звучит по — своему. А как появились музыкальные инструменты? Хотите узнать?  Ну, тогда нам надо оказаться в прошлом. А как туда попасть?   Прислушайтесь….

 Включается аудиозапись «Тиканье часов»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы догадались, какие звуки вы сейчас услышали?  Дети угадывают, что это за звуки (тиканье часов).

Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на  часы, которые расположены на стене). Ребята, это часы не простые, а волшебные. При помощи этих волшебных часов  можно путешествовать во времени, можно попасть в прошлое или улететь в будущее.

Если стрелки золотые потихоньку повернуть –

 Вы отправитесь, ребята, в дальний путь.

 Давайте попробуем оказаться в прошлом, может,  узнаем, как появились музыкальные инструменты?

 Гаснет свет. Звучит музыка. На экране — пещера, в ней три первобытных человека.

Воспитатель: Когда-то давным-давно, в доисторические времена  на нашей планете появились люди. Они были первыми, поэтому назывались первобытными…. В первобытной пещере жила одна первобытная семья. Первобытный папа был охотником, он добывал пищу и одежду. Первобытная мама была домохозяйка, она сохраняла огонь и готовила еду.

А их первобытный сынишка очень любил играть, поэтому часто находил себе разные интересные занятия.  Подбрасывает мама дрова в огонь, а сынишка возьмет две деревяшки и стучит ими друг о друга. Какой звук получается, ребята?

Ответ детей: Деревянный, глухой – звонкий.

Воспитатель: Правильно, деревянный, глухой — звонкий. Давайте и мы попробуем поиграть на первобытных музыкальных инструментах.  (Дети берут палочки и играют на них).

 Воспитатель:  А в наше время  выдумщики придумали ксилофон. Ксило – дерево, фон – звук. Разные по длине дощечки прикрепили к основе и стали стучать по ним молоточком. Красиво получилось, убедитесь сами (показ детей)

Музыкальный руководитель:

А у меня  на столе лежит много инструментов, сделанных из дерева.  Выберите себе любой деревянный инструмент (дети выбирают). Какой инструмент ты выбрал (ответы детей). Вот и получился у нас оркестр деревянных музыкальных инструментов.  Давайте исполним русскую народную песню «Я на горку шла».

Исполнение детским оркестром музыкальной композиции «Я на горку шла»

Музыкальный руководитель: А что же происходит в это время в пещере? Давайте посмотрим  (слайд — первобытный человек мастерит лук).

Воспитатель: Собирается, бывало, отец на охоту и мастерит себе лук. На деревянную  дугу натянет тонкую жилу – тетиву и поставит лук рядом с собой, чтобы сделать другую работу. А сынок тут как тут: схватит лук и давай за тетиву дергать. То потянет, то отпустит тетиву – интересный звук получается. Попробуйте. (Дети пробуют извлечь звуки из лука).

Музыкальный руководитель: Какой звук получился?

 Ответы детей (дребезжащий, звенящий, звонкий – глухой, гулкий).

Музыкальный руководитель: А сама тетива похожа на струну.  Какие современные струнные инструменты вы знаете? Ответы детей: (балалайка, скрипка, гитара, арфа, домра)

Воспитатель:

Балалаечка играет, поплясать нас приглашает.

Вы, ребята, выходите, с балалайкой попляшите.

Танец с балалайками.

Музыкальный руководитель: Интересно посмотреть, чем сейчас занимаются наши предки? (Смена слайда).

Воспитатель: В это время  мама моет посуду  после обеда в ручье. Принесет ее в пещеру и поставит вверх дном для просушки. Посуда сделана из половинок тыквы.

Тыкву съели, а высушенные корочки остались, вот и стали служить им тарелками и чашками. Подбежит сынишка к «тарелкам» и «чашкам» и  давай колотить по ним палочкой. «Бом-бом-бум!» гулко звучат тыквенные половинки.  Возможно, так появились ударные инструменты.

Музыкальный руководитель: Какие современные ударные инструменты знаете вы? Ответы детей (барабаны, бубны, маракасы,  тарелки, треугольники и другие)

Музыкальный руководитель:  Ребята, возьмите ударные музыкальные инструменты, давайте поиграем  в игру «Карусель» (музыкальный руководитель проводит игру).

Воспитатель: Мальчишка оказался смышленым и любознательным. Постучал палочкой  по пустой чашке – один звук, по чашке с  водой – совсем другой звук.  Вот и стал он исследовать все подряд. Вот какой умница!

Мы сейчас тоже будем  заниматься очень интересным исследованием.

Исследовательская деятельность с предметами чайного сервиза (предметы чайного сервиза пустые и разные по форме).

Музыкальный руководитель: Это предметы одного чайного сервиза, они сделаны из фарфора (фарфоровые). Как вы думаете, эти предметы будут звучать? (ответы детей). Давайте попробуем извлечь из них звуки. Дети исследуют – извлекают из предметов чайного сервиза – блюдца, чашки, молочника,  звуки.  Как вы думаете, звуки по звучанию одинаковые? Как вы думаете, почему они разные по звучанию? (ответы детей — потому что они разные по форме).

  Исследовательская деятельность с  одинаковыми по форме хрустальными бокалами, но  разного наполнения водой (дети пробуют извлечь звуки из хрустальных бокалов).

Музыкальный руководитель:  А вот бокалы, они сделаны из хрусталя (хрустальные). Давайте попробуем извлечь из них звуки. Дети исследуют – извлекают из бокалов звуки.  Как вы думаете, звуки по звучанию одинаковые? Как вы думаете, почему они разные по звучанию? (ответы детей — потому что они разные по наполняемости водой).

Музыкальный руководитель: Исследуя разные предметы вокруг нас, можно сказать, что они могут звучать и звуки разные по звучанию.

 Слайд первобытного оркестра

Воспитатель:  А что же происходит в пещере?  Понравилась первобытной маме такая игра,  первобытному папе такая забава тоже понравилась и стали они  после ужина  собираться у огня и играть  вместе. Вот так появились у первобытных людей  музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы тоже с вами исследовали много предметов, послушали, как они звучат и создали с вами необычный оркестр в исполнении,  которого прозвучит «Симфония дождя».

Исполнение детским  оркестром на нетрадиционных музыкальных инструментах   музыкальной композиции «Симфония дождя»

Музыкальный руководитель: Ребята,  после  многих исследований, проведённых во время необычного  путешествия,  у вас сложилось представление о том, как могли появиться современные  музыкальные инструменты. Давайте вспомним, как появились ударные инструменты? А как появились  струнные инструменты? (ответы детей).

Включается аудиозапись «Тиканье часов»

Музыкальный руководитель: Ребята, тикают часы. Они говорят нам, что пора возвращаться назад  в свое время. Мы не напрасно побывали в прошлом. Оно нам немножко приоткрыло завесу знаний о том, как же на свет появились современные музыкальные инструменты.

Воспитатель: Ребята, после того как волшебные часы вернут нас  в детский сад давайте расскажем нашим родителям, детям из других групп о  нашем познавательном и увлекательном  путешествии,  о том, что мы интересного узнали, создав иллюстрированную книгу  «История музыкальных инструментов».

Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу. В группе дети принимаются за создание иллюстрированной книги «История музыкальных инструментов», используя различный материал – цветные карандаши, восковые мелки, краски – акварель, гуашь.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.