Весенние ноты

Конспект интегрированной образовательной деятельности
«Весенние ноты»
для детей подготовительной группы

Фралкова Елена Кирилловна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 224,
г. Красноярск

Образовательные задачи:
— Систематизировать представления о культуре, о видах искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, фольклор) и объектах культуры (выставочный зал, концертный зал, музей, театр, библиотека).
— Расширять и обогащать кругозор, активный словарь детей образными выражениями, сравнениями.
— Формировать представления о средствах выразительности музыкального произведения (темп, лад, ритм, динамика, тембр, мелодия и другие); составлять элементарные графические модели.
— Развивать музыкальные и интеллектуальные способности старших дошкольников в разных видах музыкальной деятельности через игровую деятельность, учитывая индивидуальные особенности детей.
— Развивать эмоционально-эстетическое восприятие и творчество детей, способствующие становлению у них музыкальности и художественной личностной культуры.
— Создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности, активности, выбора и инициативы детей, воспитывая партнерское отношение между сверстниками и с взрослыми.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
Игровая:
1. Музыкально-дидактические игры: «Дятел» муз. Т.А. Попатенко; — на развитие ритмического слуха; «Скворушки» муз. А. Филиппенко — на развитие звуковысотного слуха; «Спрячь слово» и «Сложи песню» во время исполнения «Весенней песни» слова Н.Виноградовой, музыка С. Полонского на развитее мышления.
2. Русская народная игра по выбору детей – «Плетень», «Горшки», «У дедушки Трифона», «Маланья» и другие;
3. Музыкальные игры «Оркестр», «Я – композитор».
Музыкальная:
1. Слушание: музыкальные произведения «Подснежник», «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года» композитора П.И. Чайковского;
2. Исполнительство:
пение: «Весенняя песня», попевки «Дятел» и «Скворушки»; музыкально-ритмические движения: русская народная игра, этюд «Полет птиц»;
игра на детских музыкальных инструментах: игра «Оркестр»;
3. Творчество: игра (самостоятельный подбор ребенком инструмента, мелодии, соответствующие характеру, настроению и состоянию природы на репродукциях картин).
Коммуникативная: беседа, рассказ, общение, обсуждение, взаимодействие детей между собой и с взрослыми.
Двигательная: русская народная игра, музыкально-ритмический этюд «Полет птиц».
Познавательно-исследовательская: восприятие художественной литературы и фольклора (чтение и слушание стихотворений о весне русских поэтов – классиков) формирование представлений о понятии культура, его составляющих и объектах культуры.

Планируемый результат:
— Сформированность представлений у старших дошкольников о видах искусства, понятий «культура» и его составляющих (жизненные ценности, нормы поведения и материальные произведения искусств, народного творчества), объектах культуры (концертный зал, выставочный зал, музей, театр, библиотека).
— Систематизация и обогащение знаний детей о времени года весна в произведениях разных видов искусств (музыка, художественная литература, изобразительное искусство).
— Способность детей этого возраста анализировать, сравнивать, выражать свое отношение, мысли о развитии художественного образа, содержания, характера музыкального произведения, и средствах выразительности музыки, составлять графические модели качественного звучания музыкального звука;
— Сформированная готовность к самостоятельной и совместной партнерской деятельности со сверстниками и с взрослыми.

Перечень оборудования и используемых материалов:
1. Оборудование: ПК, проектор, экран, музыкальный центр, ширма с нотным станом и съемными нотами, оформлена по тематике занятия — «Весна», стол с книгами русских поэтов.
2. Материалы:
Изобразительное искусство – презентация репродукций картин: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода» и другие.
Художественная литература – стихотворения: Пушкин А.С. — «Гонимы вешними лучами…» , Толстой А. – «Юный лес, в зеленый дым одетый…», Фет А. – «Снова птицы летят из далека…» и другие.
Музыкальные произведения – П.И. Чайковский пьесы «Март» — «Песнь Жаворонка», «Апрель» — «Подснежник» из цикла «Времена года»;
Песни — «Весенняя песня» слова Н. Виноградовой, музыка С. Полонского; «Скворушки» слова Э. Макшанцевой, музыка А. Филиппенко «Дятел» слова и музыка Т.А. Попатенко; «Солнышко» слова и музыка О. Карасевой; русские народные мелодии «Полянка», «Во саду ли в огороде», «Ах, вы, сени» и другие.
Продуктивная деятельность – детские музыкальные инструменты; металлофоны, треугольники, колокольчики, бубенцы, ложки, трещотки, маракасы, бубны. Шумовые игрушки-самоделки, выполненные детьми с родителями. Карточки музыкально — дидактических игр; бумага, фломастеры для составления графических моделей.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1 часть
Оформление зала – на центральной стене солнце, перелетные птицы, подснежники.
Звучит фонограмма «Голоса перелетных птиц». Дети с воспитателем произвольно входят в зал, рассматривают оформление и оборудование в зале: ширму с нотным станом и яркими нотами, экран с весенним пейзажем, стульчики, стоящие полукругом, стол с книгами.

Музыкальный руководитель (далее — М.Р.) поет: Здравствуйте, дети!
Дети поют: Здравствуйте!
М.Р. (обращается к любому ребенку):
Милый друг, прошу тебя, улыбнись!
И улыбкой с другом скорей поделись!
Воспитатель: Ребята, все вы в зале разглядели?
Чье дыханье? Приметы чьи? (Ответы детей).
М.Р.: Весна идет сторонкой
Да где ж она сама?
Вот слышен голос звонкий
Да, ребята, наша гостья Весна!
Воспитатель: Со снегами талыми,
С ручейками малыми,
С солнышком весенним,
Со звонким птичьим пеньем!
М.Р.: Весна предлагает нам поиграть, птицами перелетными стать.
Воспитатель: Ребята, каких перелетных вы, знаете? (Ответы детей).

Музыкально-ритмический этюд «Полет птиц». Звучит музыка П.И.Чайковского «Жаворонок», дети «летают», импровизируют, останавливаются произвольно, по всему залу.
Дети поют «Весеннюю песню»

Фролкова 1По желанию один ребенок выкладывает карточками с геометрическими фигурами схему состава этой песни (музыкально-дидактическая игра «Сложи песню»).
М.Р.: Ребята, давайте посмотрим и проанализируем эту схему (Ответы детей).
(при необходимости дети помогают, и в любом варианте выражают свое мнение голосом или мимикой: улыбка – правильно, грустное лицо – подумай еще).

2 часть
Воспитатель: Ребята, а о каких весенних приметах мы не спели? (Ответы детей).
М.Р.: Хорошо, правильно. А сейчас послушайте, пожалуйста, мою песню. Она нам подскажет, что делать дальше.
М.Р. исполняет песню «Солнышко», проходит с детьми к ширме с нотным станом.

М.Р.: Из веселых лучиков солнышко сложилось,
На пяти линеечках песня сочинилась.
Какими знаками записывается мелодия этой и любой другой песни? (Ответы детей).
Воспитатель: Это ранняя весна, нотки нам всем принесла.
М.Р.: Нотки эти не простые. Что-то нам спешат сказать. Будем по одной снимать.
Воспитатель с детьми снимают первую ноту, проходят на стульчики. Рассматривают ноту и видят на обратной стороне слово — «Год».
Воспитатель: Что для вас, ребята, это слово обозначает? (Ответы детей).
М.Р.: А хотите узнать мое мнение? Понятие культура имеет огромное количество значений. Это и воспитание, и образование, и развитие человека. Сейчас познакомлю вас с основными составляющими культуры (презентация слайдов на экране):
— Жизненные ценности – любить свою Родину, свою семью, уважать старших…
— Нормы поведения, которые показывают как, люди должны вести себя в обществе.
— Материальные произведения (артефакты) художественно — изобразительного, музыкального, литературного искусства, народного творчества. А соприкоснуться, увидеть, услышать произведения искусств можно, в концертных залах, на выставках, в театрах и музеях.

Воспитатель предлагает побеседовать на эту тему (примерные вопросы):
— В какой стране живем? Как вы относитесь к своему городу? садику?
— Как вы относитесь к родителям, бабушкам и дедушкам, ветеранам войны и труда?
— Какие музыкальные произведения вы знаете? Имена русских композиторов.
— Что необходимо делать при встрече с друзьями, знакомыми людьми?
— В каких объектах культуры вы уже были?
— Какое самое запоминающее впечатление после встречи с искусством?
— А дома обсуждаете с родителями эти впечатления?
— Какие виды русского творчества вы знаете?

Воспитатель: Вторую ноту сейчас сниму, что написано там посмотрю… (по инициативе детей может выполнить ребенок). Читают вместе — «Игра»!
М.Р.: Нотка нас зовет играть, ваше время выбирать!
Дети договариваются и определяются с выбором игры самостоятельно, по необходимости ведущего выбирают сами музыкальной считалкой. Проводится русская народная игра.

Воспитатель предлагает снять следующую нотку инициативному ребенку или наоборот, обращается к другому ребенку, для активизации его участия в ходе обсуждения. Читают вместе — «Литература».
Воспитатель: Ребята, что мы можем назвать литературой? (Ответы детей).
М.Р.: Конечно, это и сказки, и рассказы, и стихи. Их можно рассказывать друг другу, а как узнать про новые, ранее неизвестные произведения? (Ответы детей).
— Где книги находятся, хранятся?
— А если очень много?
— С кем вы ходили в библиотеку?
— Расскажите об основных правилах поведения в библиотеке (воспитатель дополняет, уточняет).
Воспитатель предлагает послушать детям стихи русских поэтов о весне, приглашает пройти к небольшой выставке книг. Берет книгу, обращает внимание детей на переплет, показывает портрет поэта, читает:
А.С. Пушкин —
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
А.Толстой —
Юный лес, в зеленый дым одетый
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето
Все кругом и любит. И поет!
Воспитатель предлагает детям по желанию прочитать знакомые стихи о весне.

Звучит фонограмма «Голоса перелетных птиц»
М.Р. читает:
А. Фет —
Снова птицы летят из далека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет!

Проводится музыкальная игра «Скворушки»

М.Р.: Птицы перелетные дальше летите, нотку еще одну скорее берите!
Дети летят к ширме, снимают нотку. Воспитатель с детьми читают «Художник», беседуют:
— Ребята, кто такой художник?
— А какие материалы нужны художнику?
— А какие виды изобразительного искусства есть? (Портрет, натюрморт, пейзаж)
— Где можно посмотреть на картины? (Выставки, музеи)

Фролкова 3Фролкова 4М.Р.: Приглашаю вас посмотреть репродукции картин известных русских художников в наш необычный выставочный зал. (Презентация слайдов на экране).
— Обратите внимание, чем объединены все эти картины? (Ответы детей).
— Ребята, у меня для вас необычное предложение: давайте озвучим эти картины. Нужно подобрать такие инструменты, звучание которых будет соответствовать настроению, состоянию весенней природы.
Музыкально-дидактическая игра «Я — композитор» (выслушать несколько вариантов и предложить детям выбрать наиболее подходящий, обосновать свое мнение).

М.Р.: Ребята, ноту эту я беру и о ком написано здесь, вам простучу. (Дети отгадывают песню «Дятел» по ритмическому рисунку).
Дидактическая игра «Дятел». Дети отбивают вариант ритмического рисунка по заданию музыкального руководителя (индивидуальная работа с детьми), затем сами дети задают задание друг другу (по желанию можно отхлопать, или выбрать предмет — кубик, палочку и т. д. или любой ударный инструмент).

Воспитатель (обращаясь к ребенку): Добрая птица, нам помоги, нотку, пожалуйста, нам принеси! (Ребенок «летит» за ноткой, приносит).
М.Р. читает: Дальше нас зовет – «Музыка»!
Опускаю на клавиши руки –
Волшебство совершается вдруг.
И рождаются чистые звуки
От простого касания рук.
Воспитатель: Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!

Фролкова 5М.Р. исполняет знакомое детям произведение — пьесу П.И. Чайковского «Подснежник». (Возможна фонограмма).
Воспитатель своим примером предлагает детям импровизировать на уже знакомую мелодию. Музыкально-ритмический этюд.

М.Р.: Ребята, кто сочиняет музыку? А автор этого произведения? Как называется эта пьеса? (По необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами). Вы показали движениями, пластикой, грацией – нежность, красоту ваших первоцветов. А какой характер у этой музыки? Подумайте, поделитесь с нами своими мыслями, что помогло композитору изобразить музыкальными звуками такую весеннюю картину. Какие выразительные средства использовал Петр Ильич? (Ответы детей).

Фролкова правкаМ.Р. предлагает детям выполнить задание: самостоятельно поделиться на две команды. Первая команда с воспитателем – получает карточки с графическими моделями качественного звучания музыкального звука и им необходимо выбрать подходящие к этому музыкальному произведению. Вторая команда с музыкальным руководителем анализируют качественное звучание мелодии, берут бумагу и фломастеры и моделируют свой вариант. Затем команды обмениваются результатами выполненных заданий (звук – высокий, низкий, быстрый, тихий. громкий и т.д.; мелодия – нежная, переливающаяся, полетная и т.д.).
М.Р.: Ребята, все вы молодцы, справились с заданиями. Выходите все, вставайте в круг. Ну, кто же снимет последнюю ноту? Пусть поможет нам считалочка.

Считалка «Зайка»
Косой, косой, не ходи босой,
А ходи обутый, лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь,
Выходи тебе гореть!

Водящий снимает последнюю ноту, читает: «Дружба».
Воспитатель: Оркестр наш дружный скорей зазвучи!
Всем задор, веселье и размах свой покажи!
Музыкальная игра «Оркестр» (русская народная мелодия). Дети стоят по кругу, водящий — дирижер. Исполняют соответствующие музыке танцевальные движения и ритмично играют на инструментах (игрушки-самоделки, выполненные детьми с родителями)
По окончании мелодии дети убирают инструменты в контейнер и подходят к ширме.

3 часть
М.Р.: Совсем незаметно пролетело время. Самое время сказать что-нибудь нашим весенним и интересным ноткам. Что же вы узнали нового, интересного? Помечтай, куда вы сходите с родителями на выходные или праздничные дни? Как можно порадовать бабушку и дедушку? Что интересного, нового вы расскажите братику или сестренке?
Воспитатель: Давайте, ребята, это все нарисуем в группе! И устроим свою выставку! Согласны? (Ответы детей).
М.Р. поет: До свидания, дети!
Дети и воспитатель поют: До свидания!
Дети с воспитателем спокойно выходят из зала, делятся своими впечатлениями, эмоциями и планами друг с другом и с воспитателем.

Перечень методической литературы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09 2013;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
3. Основная образовательная программа;
4. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», 1947;
5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», 1967;
6. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»;
7. Школяр Л.В. «Теория и методика музыкального образования детей», 1998;
8. Каган М.С. «Музыка в мире искусств», 1996;
9. Сомов В. « Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки» 1994;
10. Зацепина М.Б. «Основы формирования базовой культуры ребенка в процессе интегрированных музыкальных занятий». «Детский сад от А до Я», 2004 № 6;
11. Рубан Т. Г. «Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников»;
12. Комарова Т.С. «Интеграция в эстетическом воспитании детей» «Детский сад от А до Я», 2004 №6;
13. Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008;
14. Неменский Б.М «Педагогика искусства», 2007;
15. Аверина М.С., Букреева Л.А. «Интеграция разных видов детской творческой деятельности», 2011;
16. Мерзлякова С. «Интегрированные занятия для детей» «Музыкальный руководитель», 2009 №2;
17. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста», 2005;
18. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду», 2010;
19. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», 2010;
20. Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка», 1991;
21. Курышева Т. А. «Театральность и музыка», 1984;
22. Савенкова Л.А. «Актуальные проблемы интегрированного и полихудожественного подходов в педагогике искусства» / Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания, 2007;
23. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте», 1967;
24. Тарасова К.В. «Онтогинез музыкальных способностей», 1988.

Перечень художественной литературы:
1. Пушкин А.С. «Гонимы вешними лучами»;
2. Толстой А. «Юный лес, в зеленый дым одетый»;
3. Фет А. «Снова птицы летят из далека»;
4. Блок А. «Леса вдали виднее»;
5. Некрасов Н. А. «Зеленый шум»;
6. Жуковский В. «Жаворонок»;
7. Баратынский Е. «Весна, весна»;
8. Тютчев Ф.И. «Весенние воды», «Зима недаром злится».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.