Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Вулканы | ДЕТСТВО-ГИД

Вулканы

 Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Вулканы»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Сысолятина Ольга Геннадьевна,

                                        Донога Людмила,

воспитатели МКДОУ № 222,

г. Киров

 

1Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.

Формы организации детей: коллективная, индивидуальная.  Программное содержание

Обучающие задачи:

  • создать условия для знакомства детей с природным явлением – извержением вулкана;
  • обогащать знания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, инициативность и самостоятельность;
  • способствовать расширению словарного запаса на основе формирующихся у детей представлений о мире и активизации его в речевой практике: вулкан, вулканолог, спящий вулкан, потухший, действующий вулкан, кратер, жерло, извержение, магма, лава, пепел, пемза.

Воспитательные задачи:

  • формировать доброжелательные отношения между сверстниками, взаимопомощь;
  • развивать аккуратность.

Оборудование: большой рельефный глобус, энциклопедия, ноутбук, телевизор, презентация «Вулканы»; макет вулкана для демонстрации опыта, сода; уксус или лимонная кислота; сухая красная краска; жидкое мыло; макеты вулканов для самостоятельной деятельности детей; ложки; клеенки для столов, фартуки, нарукавники, пемза; смайлики.

Предварительная работа: изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий; проведение опытов с песком, глиной, водой, камнями.

Планируемые результаты: эмоциональное включение детей и проявление интереса к новой информации, обогащение словарного запаса и опыта детей, умение работать со схемой.

Структура непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть (мотивационный этап).

Основана на сюрпризном моменте — подключение большого рельефного глобуса с подсветкой. Дети прикасаются пальчиками к шероховатостям и выпуклостям рельефного глобуса, что вызывает восторг и эмоциональное включение детей в беседу.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что стоит перед вами?

Дети: Да, глобус.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает синий цвет? Его очень много представлено на глобусе.

Дети: Водоемы: океаны, моря, реки, озера.

Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, что означает зеленый цвет?

 Дети: Леса, поля, луга.

Воспитатель: И это верно. Обратите внимание на коричневый цвет выпуклых частей глобуса. Как вы думаете, что означает этот цвет?

Дети: Горы.

Воспитатель: Какой формы бывают горы, на что они похожи?

Дети: Они похожи на конус, пирамиду.

Воспитатель: Да, но есть горы с углублением внутри, как будто ямой. Знаете как такие горы называются?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, они называются вулканами. Ребята, как вы думаете, чтобы узнать о вулканах больше, что можно сделать?

Дети: Можно спросить у взрослых, у воспитателя, у товарища, прочитать в книге, посмотреть познавательный фильм и т.д.

Воспитатель: А хотите узнать больше о вулканах?

Дети: Да.

Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Основная часть (содержательный этап).

Педагог приглашает детей занять места для просмотра презентации по телевизору, учитывая безопасное расстояние для зрения детей.

Воспитатель: Чтобы мы с вами больше узнали о вулканах, можно посмотреть презентацию. Хотите?

Дети: Да.

2Воспитатель: Вулканы – это не простые, а необычные горы.

Давайте заглянем внутрь вулкана?. Вы знаете как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Я напомню, это — кратер, похожий на огромную чашу с крутыми склонами. В середине находится узкий вертикальный проход вглубь Земли — жерло вулкана, по которому поднимается огненная жидкость магма. Что же выливается на поверхность вулкана?

 Дети: Лава.

Воспитатель: Да, совершенно, верно. А что же поднимается над кратером вулкана? Посмотрите внимательно на картинку.

Дети: Дым, газы, пепел.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что могут приносить вулканы человеку? Пользу или вред?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо». Назовем вначале, что хорошего в вулканах? Так, молодцы! А теперь, что же плохого? Молодцы! Давайте, посмотрим правы ли мы (показ слайдов).

Польза: базальт и пемза. Вред: разрушения, пожары, землетрясения и т.д.

Демонстрация разных видов пемзы. Где могут использоваться?

Дети с легкостью предполагают о применении базальта и пемзы в строительстве, а применение пемзы в гигиенических целях предположить оказалось сложнее.

Воспитатель: Все эти горные породы образуются во время извержения вулкана, которое всегда вселяло в людей страх. За жизнью вулканов следят  ученые. Как вы думаете, как этих ученых можно назвать.

Дети пытаются назвать ученых.

Воспитатель способствует словотворчеству детей, предлагая аналогию: биологию изучают биологи, геологию — геологи и т.д.

Дети догадываются, что вулканы изучают  вулканологи.

Воспитатель: С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда проснется. Когда вулкан «просыпается», из недр Земли, на поверхность, извергается лава. Такие вулканы называются действующими.

действующий

Вулканы, которые могут в будущем стать действующими, называются спящими.

спящий

Потухшим называется вулкан, жизнедеятельность которого прекратилась навсегда.

потухший

Сравните, пожалуйста, чем отличаются эти вулканы.

Дети перечисляют отличия.

Воспитатель: Мальчики и девочки, давайте немножко подвигаемся.  Выходите сюда.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Мы походим на носках,

 А потом на пятках,

 Влево, вправо, повернулись,

 Рук коленями коснулись,

 Сели, встали, сели, встали

 И на месте побежали.

Воспитатель: Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Ребята, если бы у вас была такая возможность, вы бы хотели посмотреть на извержение вулкана?

Дети: Конечно, да!

Воспитатель: Представьте, а если бы вы научились этому фокусу, не побоялись бы его выполнить? Что бы вам для этого понадобилось?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель совместно с ребятами  демонстрирует опыт «Извержение вулкана» на модели вулкана, обговаривая все меры предосторожности и технику безопасности.

Далее педагог предлагает детям надеть фартуки и нарукавники, не забывая о взаимопомощи друг другу.

Воспитатель: Вам понравилось? Теперь хотите сами попробовать? Тогда обратите внимание на схему (показ слайда).

С чего начнем опыт?  Так, возьмем стаканчик — вулкан. Что потом?  Насыпаем активное вещество. Далее, что делаем? Капаем жидкое мыло. Так. А как закончим наш опыт? Доливаем «волшебную водичку».

Дети активно участвуют в беседе, даже друг друга исправляют, если кто-то ошибается. Проговорив алгоритм действий, ориентируясь на схему, продублированную  и на доске, дети приступают к самостоятельному выполнению опыта.

Итог основной части: происходит усвоение нового знания и нового способа действия.

Заключительная часть (рефлексивный этап):

Чтобы зафиксировать новые понятия и новые знания воспитатель задает детям ряд вопросов:

— Что нового вы сегодня узнали?

— Какими бывают вулканы? Кто изучает вулканы? Как называется вершина вулкана? Что выливается из вулкана?

— Что больше всего понравилось?

—  Какие были трудности?

Далее для осознания детьми своего отношения к познавательно-экспериментальной деятельности, педагог предлагает дорисовать ротик смайлику, соответствующий настроению ребенка (веселый — если деятельность понравилась, или грустный — если деятельность не понравилась)

Итог заключительной части: происходит анализ детьми собственной и коллективной деятельности.

Воспитатель: Дети не забудьте о порядке на своем рабочем месте. Спасибо. Вы сегодня порадовали меня. Молодцы!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.