Взаимодействие педагога ДОО с детьми

Практическое занятие для педагогов ДОО

«Взаимодействие педагога ДОО с детьми»

 

Вавиловцева Валентина Владимировна,

педагог-психолог МБДОУ № 7,

г. Мурманск

 

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с детьми.

Задачи:

  • Знакомство с позицией, дистанцией и пространством общения.
  • Отработка умения анализировать собственное поведение, прогнозировать поведение другого и его отношение к себе.
  • Отработка коммуникативных приемов и техник личностного ориентированного взаимодействия с детьми в играх.

Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.

Время проведения: 1 час 30 минут.

Ход занятия:

 Ведущий (слова вступления): добрый день, мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – методы эффективного взаимодействия с детьми.

Эффективно общаться и позитивно относиться к ребенку — не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, суметь встать на позицию ребенка и понять его. Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Но вначале, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы определить, какой стиль общения с ребенком вы предпочитаете.

  1. Анкета «Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ»

 Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

  1. Считаете ли Вы, что ребенок должен: a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями; б) говорить Вам только то, что сам захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
  2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы: a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение; б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
  3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите: a) похвалите и всем детям покажете его работу; б) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня; в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
  4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы: a) заставите его громко при всех поздороваться; б) не обратите на это внимание; в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
  5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете: a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются; б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; в) займетесь своими делами в группе.
  6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной: a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания; б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
  7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его; б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
  8. Как Вы относитесь к активности самого ребенка: a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие; б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; в) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.
  1. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия: a) сказали бы: «Ну и не надо»; б) заставили бы выполнить работу; в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем; б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет; в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

25-30 баллов – предпочтение личностно-ориентированной модели;

20-24 баллов – склонность к учебно-дисциплинарной модели;

10-19 баллов – свободная модель.

  1. Мини – лекция: «Модели педагогического взаимодействия»

Ведущий: Выделяют 3 модели взаимодействия педагога с детьми. В качестве признака, по которому эти модели можно выделить является противоречие между целями и задачами, которые ставит педагог, и целями и задачами, которые преследуют дети в данный момент. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, строятся модели взаимодействия педагога с детьми.

1) Учебно-дисциплинарная модель.

Здесь в качестве главного действующего лица признаётся педагог. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в качестве объекта приложения сил педагога. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен вне зависимости от собственного желания овладевать ЗУН, которые предлагаются ему педагогом. Ценятся качества: исполнительность, дисциплинированность.

Стиль руководства: авторитарный. Его признаком является ограничение свободы детей.

Цель: вооружить детей ЗУН.

Способ общения: наставление, угроза, запрет, требование, наказание.

Позиция педагога: реализовать программу, удовлетворить требования контролирующих инстанций.

2) Личностно – ориентированная модель.

Педагог и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерным признаком которой является возможность осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации, творческому росту, инициативность, активность.

Отношения между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.

Принципы, на которых строятся взаимоотношения с детьми:

— управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;

— постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого ребёнка;

— сотрудничество с детьми в процессе обучения;

— уважение и поддержка достоинства детей;

— принятие детей такими, какими они являются в реальности.

Стиль руководства: демократический.

Тип отношений: устойчиво – положительный.

Цель: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Способы общения: понимание, признание, принятие ребёнка.

3) Свободная модель (либерально-попустительская).

Главное лицо – ребёнок. Педагогу отводится пассивная роль. Задача педагога – приспосабливаться к желаниям детей, создавать условия для их спонтанного развития. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения, но со стороны ребёнка.

Стиль руководства: либеральный.

Чаще всего эта модель имеет место в семейном воспитании: ребёнок – кумир, все его малейшие прихоти удовлетворяются.

Оптимальной является личностно – ориентированная модель, т. к. она создаёт благоприятные условия для развития ребёнка, учебно-дисциплинарная модель ограничивает свободу детей, снижает инициативу.

Данная модель направлена на:

  • Обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, что в свою очередь создает психическое здоровье.
  • Создание условий для развития личности (способности, темперамент, характер, направленность – ценности и система убеждений).
  • Создание условий для воспитания индивидуальности ребенка (психологические особенности, ЗУН, жизненный опыт, продуктивность в деятельности).

Стиль отношений (ведущий выписывает на доске или готовые карточки крепит магнитами):

  • Не запрещать, а направлять (если много сил и энергии, то направлять в игру).
  • Не принуждать, а убеждать.
  • Не командовать, а организовывать.
  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
  • Принимать ребенка таким, какой он есть.

Если попытаться  охарактеризовать эту модель коротко, то получим принцип:

«Не рядом и не над, а вместе». Но что это значит? Для ответа на данный вопрос рассмотрим такие понятия, как «позиция», «дистанция» и «пространство общения».

  1. Упражнение «Позиция общения»

Ведущий: сейчас я предлагаю вам, поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при  этом зафиксировать,  что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться  чувствами. Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

Участники: выполняют инструкции ведущего.

Ведущий: вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, как он вас видит. Возможно, после этого  вас перестанет удивлять, как многие дети изображают людей – в виде «головоногов»: с длинными, бесконечно уходящими вверх ногами, длинными руками с обязательными пальцами на них, без шеи, с «точками» рта, носа и глаз, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры. Кстати, теперь вам будет легче представить себе, какими перед детьми предстают деревья, каким они видят участок детского сада.

Ведущий: Далее пусть «скульптура» несколько изменится: подайте друг другу руки, не наклоняйтесь и не приподнимайтесь, и останьтесь в этом положении…. Через некоторое время ваша рука устанет – вам захочется приподнять ее, а партнеру захочется опустить руку. Скорее всего, кончится тем, что вы оба, сами того не желая, почувствуете взаимное раздражение.

А теперь освободите руку и попробуйте ласково погладить «ребенка». Вам хочется продолжать? Вас надолго «хватило»? Поинтересуйтесь у вашего партнера, что он чувствует, соответствует ли его ощущения тем чувствам, которые вы хотели выразить по отношению к нему. А еще лучше поменяйтесь с ним местами и повторите эксперимент. Тогда и вам представится возможность испытать на себе такую «ласку».

Ведущий (делает вывод): итак, оказывается, что люди, находящиеся в описанной выше позиции, видят окружающее и друг друга совершенно по-разному. При этом передать свои истинные чувства практически невозможно: они искажаются. Очевидно, что нормальное общение невозможно: хочется быстрее «освободиться», отдохнут друг от друга.

Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.

Ведущий: мы разобрали только, что значит быть «не над», а «наравне». Но это еще не означает «вместе». Для того, чтобы вы могли с уверенностью сказать, что следуете личностно-ориентированной модели, требуется анализ выбранной дистанции и пространства общения с детьми. Сейчас я предлагаю вам поупражняться, выбрав оптимальную дистанцию для общения.

  1. Упражнение «Дистанция общения».

Ведущий: вам необходимо начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Участники (после упражнения): проводят рефлексию, делятся чувствами.

Ведущий: подводит к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для его участников контакт и свободу одновременно. А какую дистанцию общения предпочитаете вы? Где вам удобнее сидеть, разговаривать с начальником? С коллегами по работе? С друзьями? Куда вы садитесь, когда вас хотят «поставить на место», подтянуть к среднему для вас уровню общения?

Ответы участников.

Ведущий: сколько детей в вашей группе, возможно, столько и дистанций общения. И именно воспитатель выбирает подходящую для той или иной конкретной ситуации дистанцию общения с ребенком. При этом вы должны позаботиться и о себе. Воспитатель должен заботиться, чтобы не только детям, но и ему самому было комфортно.

Однако, подлинный контакт невозможен, если каждый, взаимодействуя, общаясь с другими, находится в своем, а не в общем «пространстве». Познакомимся теперь поближе с понятием «Пространство общения».

  1. Упражнение «Пространство общения».

Ведущий: Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор. А теперь, внимательнейшим образом рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами, продолжите разговор. Не так уже это и легко, правда, если перед вами разные  «картинки». А ведь с детьми мы, находясь в разных «позициях», — помните? Всегда видим разные «картинки».

Ведущий и участники (обсуждают итоги упражнения): как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые смогут быть вместе? Об этом должен позаботиться педагог. Ведь ребенок не знает тонкостей этих различий. Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого. Например, воспитатель говорит: «Приготовьтесь к занятию. Все сели!» При этом он может даже достичь внешнего эффекта. Но это вовсе не означает, что каждый из детей действительно присутствует там, где его хочет видеть взрослый. Мысленно он может быть где угодно. А вы всегда можете быть и действовать по чьему-то указанию «свыше» сразу оторваться от своих мыслей или занятий? У вас такое указание не вызывает досады? С каким чувством вы приступаете к тому делу, на которое вынуждены переключиться? Контакт невозможен, правда? Иное дело, если вы сами запланировали переход к другой деятельности или уже осознаете его необходимость. Или вам дается время, чтобы не резко, а постепенно перейти в другое – пока чужое для вас «пространство» и освоиться в нем.

Ведущий (резюмирует): чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

Способы общения обусловлены:

  • Пониманием ребенка такого, какой он есть (умение смотреть на мир с двух точек зрения – со своей и ребенка, осознавать движущие мотивы ребенка);
  • Признанием такого, какой он есть (безусловно положительное отношение к ребенку, независимо от того радует ли ребенок взрослого или огорчает, видение его уникальности);
  • Признанием такого, какой он есть (право голоса ребенка в решении жизненных задач – учебных, бытовых, житейских).

Ведущий: теперь я предлагаю вам 2 упражнения, выполняя которые, вы попробуете определить важные составляющие, без которых не получится   эффективного общения с ребенком.

  1. Упражнение «Самопознание».

Ведуший: раздает листочки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание». Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно спросить: когда вы называли количество возможных слов, вы опирались на то, сколько сами можете составить, или учитывали, что могут появиться варианты от других членов группы?
Участники: строят все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд.

Ведущий задает вопросы:

— Все ли участвовали в составлении слов?

— Как было организовано составление слов?

— Были ли «выпадающие»?

— Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?

— В какой форме проходило составление слов: перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.?

Участники: обсуждают, делают выводы.

Ведущий подводит к выводу: необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

  1. Упражнение «Руки».

Ведущий:  просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую (по опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Участники: обсуждают, легко ли далось выполнение упражнения и возможные затруднения.

Ведуший: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Иллюстрируемый способ общения в данном упражнении: ПРИНЯТИЕ.

Ведущий делает вывод (и раздает участникам памятки по созданию ситуации успеха (Приложение 1)): психологическая поддержка — это способ выражения приятия. Ребенку в период его пребывания в учебном заведении   выдается порциями  огромное количество негативных оценок. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимых ребенку.

  1. Упражнение «Мудрый слушатель».

Ведущий: как вы считаете, умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга.

Участники: отвечают.

Ведущий (после ответов раздает участникам памятки с правилами и приемами активного слушания (Приложение 2)): очень важно в общении с детьми (да и со взрослыми) придерживаться правил активного слушания. Я вам предлагаю сейчас упражнение, в котором вы попробуете отработать приемы активного слушания.

Участники: садятся в круг. Каждый участник получает карточку с каким- либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.

В конце упражнения проводится обсуждение между участниками, в свободной форме. Желающие участники могут высказываться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.

Образцы карточек к упражнению «Мудрый слушатель» — в приложении 3.

  1. Упражнение «Эффективное общение с родителем — это…»

Ведущий: В конце нашего практического занятия я хочу вам предложить перечислить критерии эффективно­го общения с детьми, используя первые буквы слова «общение».

Например:

«О» – обаяние педагога,

«Б» – безусловное принятие ребенка таким, как он есть, и т. д.

Участники: выписывают критерии подбирая начало каждого на необходимую букву слова, которые им запомнились, или пригодятся, обобщают полученные знания, приобретенные навыки. При необходимости ведущий помогает. Критерии выписываются в столбик на доске.

  1. Обратная связь: «ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»

Ведущий: крепит на доске три листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.  Раздает участникам по 3 листочка (стикера): желтый, зеленый и синий.

На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который участник вынес от работы на занятии, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На зеленом листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.
Синий листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить» отправлялось в лист «мясорубка».

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Речь»; М.: «Сфера», 2009. – 283 с.
  2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.
  3. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2011. – 140с.
  4. Фролова Н. Д. Повышение профессиональной компетентности педагогов как важнейшее условие эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/581281

Приложение 1

 Памятка  «Создание ситуации успеха»

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  • Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  • Авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  • Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  • Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  • Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  • Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  • Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

 Побуждая ребенка к какому-либо действию (делу), взрослые могут воспользоваться рекомендациями, отраженными в таблице:

 

1. СОСТОЯНИЕ СТРАХА «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся….»
2. СКРЫТАЯ ИНСТРУКЦИЯ «Ты же помнишь, что…»
3. АВАНСИРОВАНИЕ «У тебя получится…»
4. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ «Только у тебя и может получиться…»
5. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ «Нам это так нужно для…»
6. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ «Вот эта часть у тебя замечательна!»

Делайте!

  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, сообщайте о возможных действиях с ними.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите четко и ясно.
  • Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «Что?», а потом – «Зачем?» и «Почему?».
  • Поощряйте любопытство, любознательность и воображение ребенка.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения, занятия любимым делом, помощи другим людям.
  • Не теряйте чувство юмора.

 Задавайте себе вопросы.

  • Какое впечатление я произвожу на ребенка?
  • Веду ли я себя с ним достаточно непринужденно и свободно?
  • Чувствует ли себя ребенок со мной свободно?
  • Умею ли я расположить его к себе?
  • Могу ли я говорить с ребенком на любые темы?
  • Удается ли мне убедить ребенка или я ему чаще приказываю?
  • Бывают ли ситуации, в которых ребенок неохотно общается со мной?

Не делайте!

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не давайте ему повода думать, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  • Не следует постоянно направлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
  • Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите «Она синяя».
  • Не надо критиковать ребенка, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
  • Не ограничивайте ребенка множеством правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребенке как в положительную, так и в отрицательную сторону.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.
  • При сомнении как поступить, не торопитесь.

Приложение 2

 Памятка «Приёмы  и правила активного слушания»

 Приёмы активного слушания:

  • Короткие реплики («Да-да», «ага», «угу», «Очень интересно», «Я тебя слушаю» и т.п.).
  • Уточнение («Что ты имеешь в виду, говоря о…?», «Что значит…?» и т.п.).
  • Дословное или почти дословное повторение слов собеседника выражение.
  • Сопереживание, понимание чувств ребенка (собеседника) (Похоже, ты расстроена», «Ты на него обиделся»).
  • Перефразирование (повторение сказанного ребенком в более сжатой форме или своими словами»).
Правила активного слушания Приемы активного слушания
1.              Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2.              Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3.              Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4.              Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5.              Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

6.              Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое

1.              Кивание (но не в режиме китайского болванчика).

2.              Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.

3.              Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).

4.              Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее».

5.              Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется».

Приложение 3

Карточки «Мудрый слушатель»

 

 

«Смотри, мама, я сделал самолет из нового конструктора!»

 

«Я больше никогда не буду играть с Петей. Он всегда командует».

 

«Со всеми поругалась. Никто меня не понимает».

«Извини, я тебя вчера не предупредила. Не знаю даже, говорить или нет. Нет, пожалуй, не буду. Потом как-нибудь».
«Моя дочка не ест кашу. Пожалуйста, не заставляйте ее есть в садике кашу. Она еще не любит борщ, салат из свеклы, запеканку и компот из сухофруктов».
«Я сегодня такое узнала. Тебе лучше не знать этого. Все, молчу».
«Как вы могли наказать моего ребенка. И все из-за того, что он подрал­ся. Я его дома никогда не наказываю, и вы тоже не смеете этого делать!»

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.