Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Здоровье ребёнка в наших руках | ДЕТСТВО-ГИД

Здоровье ребёнка в наших руках

Из опыта работы
«Здоровье ребёнка в наших руках»

Дёмкина Татьяна Васильевна,

воспитатель МДОУ № 9,

п. Салми Питкярантского района, республика Карелия

Данные последних исследований дают возможность констатировать, что у 40-50% детей выявлены функциональные отклонения в состоянии здоровья, у 15% — нарушения в нервно-психической сфере. Кроме того, снижается число гармонично развитых детей. (В.Р. Кучма и Е.В. Кирнасюк).
Решение важной национальной проблемы — сохранение и укрепление здоровья детей путём создания условий для их гармонического развития и для систематического проведения профилактической и оздоровительной работы, вовлечения родителей в этот процесс.
Ребёнок раннего и дошкольного возраста зависим от окружающих его взрослых, условий жизни и воспитания. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических характеристиках в последующие возрастные периоды. Дошкольный возраст — наилучшее время для развития человеческих способностей.
Я очень люблю свою работу и, если от меня зависит здоровье и благополучие моих воспитанников, я решила сделать всё, что в моих силах. Изучила много методической литературы и определила для себя задачи и направления в работе по оздоровлению детей.
Задачи:
1. Создать благоприятную здоровьесберегающую среду в группе.
2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни у детей и их родителей.
3. Формировать культуру здоровья.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни в семье.
5. Формировать представления о строении человека, его внутренних органах, научить детей заботиться о своём здоровье.
Направления:
1. Эмоциональное благополучие (положительные эмоции при сборах в детский сад; хорошее физическое состояние, полноценный сон, нравственная чистота, выдержка и терпение взрослых).
2. Двигательная активность (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, пальчиковые игры, игры-эстафеты, занятия с тренажёрами, физкультминутки, прогулки на свежем воздухе).
3. Создание условий лечебно-профилактических мероприятий.
4. Рациональное питание.
5. Соблюдение режима дня.
6. Закаливание (облегчённая одежда, проветривание, полоскание рта солёной водой, мытьё рук до локтя прохладной водой, босохождение, самомассаж биологически активных точек, и т. д.)
7. Взаимодействие с родителями (день открытых дверей, наглядная агитация, семинары-практикумы, видеосъёмки; совместные спортивные праздники).
Группа раннего возраста (от года до двух лет)
Когда тебе мамы вручают самое дорогое, чувствуешь ответственность и желание сделать всё возможное, чтобы эти детишки были здоровы и счастливы. Чувствовали комфортно в детском саду, чтобы они знали, что их любят и ждут. Физическое здоровье ребёнка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), аппетиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимосвязаны. Эмоциональное состояние, положительный эмоциональный настрой надо сохранять в течение всего дня.
Для этого:
1. Я создала яркие игровые развивающие зоны: мягкую мебель — диван и кресло, на нём подушка в виде «божьей коровки», на которой пришиты пуговицы, на них дети надевали чёрные кружочки из ткани (развивается мелкая мускулатура рук). Гусеница, сделанная из детского матраса, со смешными ножками из детских носков, в красивой шляпе сразу привлекла внимание детишек. Они сидели на ней, спрыгивали с неё, лежали, играли. Для активной двигательной деятельности натянула леску. На ней подвесила бабочек, шумовые игрушки, которые издавали звуки. Чтобы достать их, детям приходилось подниматься на носочки, а иногда и подпрыгивать. С помощью родителей пополнила физкультурный уголок бубонами от шерстяных шапок для бросания в даль ( это безопасно для детей).
Большой интерес у детей вызывали подвижные игры «Догони мишку», «Зайка серенький сидит», « Догоню, догоню».
2. Проводила интересные занятия с использованием игровых персонажей, картинок, игрушек, игр-забав, песенок, потешек, прибауток.
3. Перед каждым обедом, пока накрывали столы, я каждого по очереди брала на руки, прижимала к себе и пела колыбельные песни. Этот момент они ждали больше всего. Пришлось разучить тексты колыбельных, чтобы поддерживать интерес у детей. Дети перед сном успокаивались и хорошо засыпали.
4. Радостные чувства у детей вызывала работа с красками, творили ладошкой, пальчиком. Их работы висели в группе и напоминали о счастливых моментах.
5. Особенное внимание уделяла работе с родителями. Потому что уверена, что только совместная работа по воспитанию детей принесёт положительный результат.
Провела собрания: «Адаптация детей в детском саду», «Особенности возраста и эмоциональное благополучие», оформила ширмы: «Одежда и обувь детей», «Заботимся о здоровой пище», «Игра -это не забава».
Развитие эмоциональной сферы ребёнка — сложнейший и целенаправленный воспитательный процесс, который влияет на психическое и физическое развитие.
Литература:
1. Калюжин Г.А. , Дерюгина М.П. « От колыбели до школы». Стр.139 -175.
2. Журнал «Медработник» №7, 2010 г. Стр.18, «Адаптация без слёз».
3. Мартынов С.М. «Здоровье ребёнка в ваших руках».

2 группа раннего возраста
Дети за лето подросли, окрепли, но я заметила, что очень часто дети приходят в детский сад с сухариками, жвачками, конфетами. Это вызвало у меня тревогу за здоровье детей и я спланировала работу в этом направлении. На родительское собрание пригласила врача педиатра Шмуратко Валентину Ивановну, которая так интересно и убедительно рассказала о вредной и здоровой пище. Научила — как в домашних условиях можно приготовить йогурт, сухарики, творог, какой пище надо отдать предпочтение в этом возрасте. Родители с уважением отнеслись к советам, приходя в детский сад, делились друг с другом, что получилось у них. Делились своими рецептами. Мною была сделана ширма «Здоровье ребёнка в ваших руках», где я решила размещать материал, касающийся здоровья детей. Порадовалась, что дети перестали носить в детский сад сладости.
Игры, как и другие виды деятельности ребёнка, являются в этом возрасте основным средством всестороннего воспитания детей. Для укрепления здоровья использовала подвижные игры и пальчиковые. Совместные подвижные игры дисциплинируют, ребёнка, учат его подчинять свои желания интересам коллектива. Они способствуют спокойному, уравновешенному поведению; улучшают обмен веществ и укрепляют здоровье.
В детском саду паровое отопление. Поставлены пластиковые окна, очень жарко, предложила приобрести родителям увлажнитель воздуха. Именно для насыщения сухого воздуха влагой и решения связанных с этим проблем мы приобрели увлажнитель воздуха. В осенне-зимний период обостряются простудные заболевания. И чем суше воздух в помещении, тем более благоприятной становится среда для размножения вредоносных бактерий. А значит и скорость распространения микробов и вирусов будет достаточно высокой. В этом случае польза от увлажнителя воздуха очевидна. А ещё в увлажнителе есть отделение для масел. Мы капаем, чередуя, капли масел можжевельника, сосны, эвкалипта.
Прочитала интересную статью о рябине и удивилась, оказывается, в ней собран весь спектр витаминов и минеральных веществ. Вывесила информацию для родителей. Весной они насушили рябины. Дети с удовольствием пьют настой вечером, пользуясь коктельной трубочкой.
Важным условием для укрепления здоровья являются положительные эмоции, так как радость, веселье, удовольствие, интерес, похвала повышают активность, возможность восприятия нового. Детям очень понравились игры, которые я проводила в свободное время не менее 2 раз в неделю (приложение № 2).

Литература:
1.Г.А. Калюжин, М.П, Дерюгина «От колыбели до школы», стр.176- 191
2. Журнал «Инструктор по физкультуре» №1, 2009 г. Стр.44
3. Журнал «Воспитатель» №3, 2008 г. Стр.78

Приложение №1
Дыхательные упражнения
«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить (машинка между ног проедет), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд- назад, произнести «тик- так», 6-7 раз.
«Дудочка». Сесть на стульчик , кисти рук сжать , как будто в руках дудочка. Поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением «п-ф -ф -ф)», 4 раза.
«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бёдрам со словом «ку-ка-ре-ку!», 4 раза.
«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох). Опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе произносить звук «ф-ф-ф-ф», 4 раза.
«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх — вниз и приговаривая (чух- чух- чух), 20 сек.
«Весёлый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом ( диаметр 10 см) к груди. Вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд, произнося «ух-х-х-х» (выдох), догнать мяч, 4-5 раз.

Приложение №2
Эмоциональные настрои для детей 2-3 лет
«Доброе утро, глазки»
Доброе утро, глазки, вы проснулись? (Дети поглаживают веки)
Доброе утро, ушки, вы проснулись? (Поглаживают ушки)
Доброе утро, щёчки, вы проснулись? (Поглаживают щёчки)
Доброе утро, ручки. Вы проснулись? (Поглаживают ручки)
Доброе утро, ножки. Вы проснулись? (Поглаживают ножки)
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись! (Протягивают руки вверх и широко улыбаются)
«Вместе с солнышком встаём»
Вместе с солнышком встаём (руки вверх)
Вместе с птицами поём (машут руками-крыльями)
С добрым утром, с ясным днём. Вот как дружно мы живём (выставляют правую руку вперёд, затем левую. Берутся за руки и покачивают вперёд- назад сцепленными руками.)

«Мы — два друга»
Дети становятся парами друг к другу лицом.
Я подрос и ты подрос (правую руку вверх, затем левую)
У меня нос и у тебя нос (касаются пальчиками своего носа, затем носа своего соседа)
У меня щёчки гладкие (поглаживают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладкие (поглаживают щёчки соседа)
У меня губки сладкие (касаются пальцем своих губ)
И у тебя губки сладкие (касаются пальцем губ соседа)
Мы — два друга, любим друг друга (обнимают друг друга).
«Золотая осень»
Солнце светит высоко (руки вверх)
И теплеют лица (поглаживают лицо ладонями)
Нам с тобою хорошо (улыбаются)
Дома не сидится (ходьба на месте)
Мы пойдём с тобой гулять, будем листья собирать (имитация собирания листьев)
Соберём большой букет (изображают букет)
И увидим сами, сколько красок раздаёт осень золотая (разводят руки над головой)
«У меня всё по порядку»
У меня всё по порядку (шагают на месте)
Утром делаю зарядку (поднимают руки к плечам и опускают)
Умываюсь чисто- чисто (умываются)
Одеваюсь быстро- быстро (имитируют одевание)
Мишку на руки беру (изображают)
С мамой в садик я иду (шагают на месте)
«Весеннее солнышко»
Солнце весеннее смотрит нам в глаза
И такому солнышку рады мы всегда (улыбаются)
Выбежим на улицу смеяться и играть (имитируют бег)
Будем мы бумажные кораблики пускать (складывают ладони лодочкой)
Ручейки весенние уносят нас с собой (волнообразное движение кистями рук)
Мы с тобою весело помашем им рукой (машут)
«Зима»
Светит ярко солнышко (руки вверх)
Дарит нам улыбки (улыбаются, разводят руки)
На дворе морозно (обнимают себя за плечи)
Кружатся снежинки («фонарики» кистями)
Потеплей оденемся (имитируют одевание)
И пойдём гулять (ходьба на месте)
Будем мы на саночках (выполняют махи согнутыми в локтях руками вперёд- назад) С горочки съезжать.
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх. Встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни (вытягивают руки вперёд ладошками вверх)
Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи. Оторви от земли (кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдём на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод. Солнышко с нами по кругу идёт (идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки (хлопают)
Быстро шагают резвые ножки (идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щёчку).
Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места).
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» — маме и папе (выполняют махи сцепленными руками вперёд- назад.)
«Доброе утро!» — останется с нами (журнал «Воспитатель» №3, 2008г.)

Младшая группа
В начале года медсестра детского сада Устинова Л.В. предложила комплексный подход в оздоровлении детей. Для этого мы создали условия: закупили масла пихты, эвкалипта для ароматерапии, колючие дорожки для ходьбы после сна, витамины «Ревит». Я отпечатала комплексы упражнений утренней гимнастики и зарядки после сна, комплексы пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. Вместе с медсестрой проверили методом плантографии есть ли у детей плоскостопие. Оказалось, из 16 детей, только у 2 была хорошая стопа. Подобрала упражнения на профилактику плоскостопия. Провела консультацию с родителями «Упражнения для правильного формирования стопы». Пригласила на открытое физкультурное занятие, чтобы они посмотрели, как можно дома делать массаж стопы с ребёнком.
Большое внимание уделяла активной двигательной деятельности.
Один день из жизни детей младшей группы
1. Утром детей встречали любимые игрушки и приветствие воспитателя «Доброе утро», самостоятельные игры по желанию детей.
2. Хороводные или малоподвижные игры.
3. Утренняя зарядка с элементами дыхательной гимнастики.
4. Завтрак. После завтрака давала витамин «Ревит».
5. Занятие в хорошо проветриваемом помещении.
6. Прогулка. Подвижные игры, игровые упражнения.
7. Дозированная ходьба.
8. Перед обедом массаж «волшебных точек» для профилактики простудных заболеваний.
9. Обед. Полоскание рта солёной водой.
10. Сон. Во время сна дети дышат ароматами пихты (эвкалипта) (в горячую воду в безопасном для детей месте, капаю несколько капель масла пихты). Увлажнитель воздуха включаем.
11. Гимнастика после сна, хождение по колючим дорожкам, ребристой доске с элементами дыхательной гимнастики.
12. Дыхательное упражнение «Кипятим чай». В чашку наливаем небольшое количество настоя рябины, даём коктейльную трубочку. Задание: дуем в трубочку, (дышим через нос, выдыхаем через рот), вода бурлит, «закипела» — можно выпить.
13. Ужин.
14. Пальчиковая гимнастика, шнуровки, крупная мозаика (игры для развития мелкой мускулатуры рук). Игры по желанию детей.
15. Индивидуальная работа по развитию движений.
Приложение
Дыхательные упражнения и точечный массаж
Цель: Профилактика простудных и других заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, привития им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Дозировка выполнения — 5-10 раз.
Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю ( при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
Второй комплекс (ноябрь, декабрь, январь)
1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперёк. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
2. Слегка подёргать кончик носа.
3. Указательным пальцем массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами; «примазывать, чтобы не отклеились»
5. Сделать вдох. На выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с ладони»
Третий комплекс (март, апрель, май)
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
3. «Лебединая шея» Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
4. Вдох через нос. Задержка дыхания, медленный выдох через рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться

Утренняя гимнастика в младшей группе
Комплекс «В гостях у солнышка»
1 часть. Игра «Солнечный зайчик»: Сегодня светло и тепло в зале. Почему? Потому что мы с вами в гостях у солнышка. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза – закрой их. Он побежал по лицу – нежно погладь его по лбу, носу, щекам, подбородку. Поглаживай аккуратно голову, шею, живот. Руки. Ноги. Чтобы не спугнуть зайчика. Он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник — он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком. Ходьба (15 сек.)
2 часть. «Играем с солнышком»: И.п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперёд, ладошка вверх, улыбнуться. И.п. (3 раза).
«Играем с солнышком» И.п. — сидя, ноги вместе. Руки опущены. Развести ноги в стороны , ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п. (6 раз).
«Отдыхаем на солнышке» И.п. — лёжа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. Перекатиться на правый бок. И.п. — перекатиться на левый бок. И.п. (3 раза в каждую сторону).
«Ребятишкам радостно» И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Прыжки (10 раз) чередовать с ходьбой.
3 часть. Ходьба в колонне по одному (15 сек). Подвижная игра «Солнышко и дождик» (по команде — солнышко – дети бегают по залу, а по команде – «Дождик» — приседают). Ходьба по залу в медленном темпе (15 сек). Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко» (15 сек). Прощаемся.
Комплекс « Белочка»
1 часть. Отгадайте загадку: «Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу». Правильно, белочка. (Воспитатель одевает шапочку белки и проводит зарядку. Ходьба в колонне по одному (15 сек). Ходьба на носочках (10 сек). Ходьба приставным шагом назад (10 сек). Бег обычный (20 сек). Ходьба врассыпную (10 сек).
2 часть. «Белочка проснулась». И.п. — ноги вместе, руки опущены. Подняться на носки, руки вперёд, вверх. Вернуться в и.п. (5 раз). Какая красивая спинка.
«Белочка моет лапки». И.п.- сидя, ноги врозь, руки в стороны. Руки перед грудью – помыть лапки. Вернуться в и.п. ( 6 раз).
«Грызёт орешки». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, вернуться в и.п. (6 раз).
«Греется на солнышке». И.п. — лёжа на животе», руки под подбородком. Согнуть в колене одну ногу. Вернуться в и.п. То же другой ногой. (По 3 раза каждой ногой). Дыхание произвольное.
«Белочка прыгает с ветки на ветку». И.п. — то же, руки на поясе. Прыжки вперёд-назад (6-8 , остановка).
3 часть. Ходьба в колонне по одному (30 сек). Ходьба за белочкой. При ходьбе повторить скороговорку «Ой как сыро, сыро от росы, росы, росы. (сначала медленно, а затем быстрее).
Комплекс « Цирковые медвежата»
1 часть. Загадка: «Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый. Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу». Воспитатель: Правильно – медведь. Сегодня мы будем цирковыми медвежатами. Вы медвежата — займите своё цирковое место (стульчик). Ходьба вокруг стульчиков (20 сек). Бегут вокруг стульчиков ( 20 сек). «Ходьба (10 сек).
2 часть. «Сильные медвежата». И.п.- сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки к плечам. Вернуться в и.п. (5 раз). Вперёд не наклоняться.
«Умные медвежата». И.п. — сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться в одну сторону, вернуться в и.п. Наклониться в другую сторону, вернуться в и.п. (по 3 раза в каждую сторону).
«Медвежата отдыхают» И.п. — сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Вдох левой ноздрёй, правая закрыта. Выдох правой, левая закрыта (3 раза).
«Хитрые медвежата». И.п — стоя, руками держаться за спинку стула. Присесть (спрятались медвежата). Вернуться в и.п. (6 раз).
«Весёлые медвежата». И.п. — стоя рядом со стулом, руки на поясе. Подпрыгивания ( 8 прыжков) в чередовании с ходьбой ( 3 раза).
3 часть. «Устали лапки медвежат». Массаж рук и ног – постукивание по ногам и рукам пальцами, поглаживание ( 20 сек).
«Прощание медвежат с гостями». Наклоны вперёд с глубоким выдохом (15 сек). Ходьба по залу (15 сек).
Комплекс «Зимушка-зима»
1 часть. «Какое время года?» Чем вам нравится зима? Давайте покажем, как нам нравится зима? Погуляем по зимней дорожке. Ходьба по залу в колонне по одному, парами, не держась за руки. Бег врассыпную. Ходьба врассыпную. Построение в круг.
2 часть. «Падает снег». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки в стороны, вверх, подняться на носки. Вернуться в и.п. (5 раз).
«Греем руки». И.п.- сидя, ноги врозь, руки за спиной. Руки перед грудью, согнутые в локтях. Подуть на них. 1-2 — вдох. 1-4 — выдох. Вернуться в и.п. (5 раз).
«Глазки устали от снега». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, поморгать глазами, закрыть их, поморгать глазами, посмотреть вверх. Вернуться в и.п. (3 раза).
«Холодно от мороза». И.п. — сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить их руками. Вернуться в и.п. (5 раз).
«Детвора рада зиме». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Восемь – десять подскоков на месте в чередовании с ходьбой. (2 раза).
3 часть. Бег по залу врассыпную (20 сек). Дыхательное «Дуем на снежинки» (3 раза). 1,2 — вдох, 1-4 — выдох. Ходьба по залу врассыпную (15 сек).
Источник: журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2006 г. Стр. 62.

Литература:
1. Г.А. Калюжин, М.П. Дерюгина «От колыбели до школы».
2. Журнал «Инструктор по физкультуре» №2, 2009 г. Стр.44.
3. К.К. Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников». Стр.10
4. Журнал «Воспитатель» №3, 2008 г. Стр.78.
5. Мартынов С.М. «Здоровье ребёнка в ваших руках»

Средняя группа
Пятый год — середина дошкольного периода. Все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Не зря 2,5 тысяч лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Перед тем как планировать работу в средней группе, я изучила материалы журналов «Медработник», «Будь здоров», «Инструктор по физкультуре», где для себя отобрала самый интересный материал, который я могу использовать с детьми средней группы.
Для сохранения и укрепления здоровья, совершенствования функций формирующего организма ребёнка использовала здоровьесберегающие компоненты:
1. Дыхательная гимнастика. Игрушки-свистки, мыльные пузыри, дыхательные тренажёры (специальные трубочки и из пенопласта шарики), султанчики, бабочки на ниточках; специальные упражнения.
2. Су-Джок терапия — стимуляция высокоактивных точек на руках и стопах.
3. Для этого для каждого ребёнка приобрела шарики с колечками.
4. Су-Джок, массажные мячики, валики, колючие дорожки, массажёр для стопы (колючие колёсики) для профилактики плоскостопия.
5. Пальчиковый тренинг.
6. Игры с предметами (палочки, бусы, шнуровка, разноцветные прищепки и т.п.).
7. Ообводка шаблонов, штриховка.
8. Упражнения: «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко».
9. Сюжетные пальчиковые игры.
10. Артикуляционную гимнастику.
11. Игры с мозаикой.
12. Каждый день пели гласные звуки (кто дольше).
13. Сделала картотеку подвижных игр по средней группе. При проведении игр учитывала пожелания детей, поддерживала их инициативу, старалась брать разные варианты.
14. Старшая медсестра Устинова Л.В. на собрании рассказала о пользе пчёлодобывающей продукции, которая, несомненно, полезна для здоровья. Многие родители воспользовались советом.
15. Гуляли в любую погоду.
16. Ароматерапия — во время сна дети дышали ароматами пихты, звкалипта.
17. Перед тем, как заходить в детский сад, пробежка вокруг детского сада.
18. Провела семейную игру «Мама, папа и я – спортивная семья».
19. Семинар-практикум для родителей с детьми. Родители пришли в форме, учились делать со своим ребёнком утреннюю гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия (детям было здорово выступать в роли учителя), массаж активных точек.

Старшая группа
На шестом году наиболее часто выявляются первые дефекты в осанке. Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой. Ребёнка надо учить правильной манере держаться. Нужно подобрать упражнения, укрепляющие мышцы и связки путём систематических занятий физической культуры. Поэтому я старалась подобрать специальные упражнения, которые бы понравились детям. Особенно, детям понравилась гимнастика после сна. Включила упражнения на формирование правильной осанки и упражнения на профилактику плоскостопия в утреннюю гимнастику, в физкультурные занятия, подвижные игры.
В начале года мы со старшей медсестрой сделали повторную плантографию. Оказалось, что только два человека нуждаются в консультации врача- ортопеда. Это хороший результат, ведь в средней группе тревогу вызывали 14 детей. Этому способствовала ежедневная работа по оздоровлению детей, выполнение детьми различных упражнений на формирование стопы, тренажёры, ходьба по колючим дорожкам, игровые упражнения.
В ноябре провели семинар-практикум, на котором фельдшер Симанькова Т.И. учила родителей: как правильно делать массаж детям, обратила внимание на отдельные моменты, чтобы родители не допустили ошибки. Предоставила видео, на котором она делала массаж своему сыну, где был показан массаж спины и стоп. Распространила между родителями слова, на которые можно делать массаж: «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый…». Этот диск передавали, чтобы это видео было у каждого в семье.
Для профилактики простудных заболеваний давала витамин «Ревит» и «Иммунал» — 2 раза в год по согласованию с родителями и медиком. Родители приобрели в группу батут, тренажёр-велосипед и эспандеры.
На здоровье детей влияет эмоциональный климат в группе. У меня в группе с детьми сложились тёплые дружественные взаимоотношения. Перед сном они всегда ждут, чтобы я подошла к каждому. Поправила одеяло. Погладила. А однажды, я сказала мальчику: «Спи, мой воробышек». Он всю неделю ходил счастливый, даже поведение изменилось» — это ещё раз доказывает, что в нашей работе нет мелочей. А ещё я увлекла детей театральной деятельностью.
Перспективное планирование в подготовительной группе
Цель: Сформировать устойчивое понимание — здоровье каждого человека в его руках.
Сентябрь.
Если хочешь быть здоров. Познакомить с устройством человеческого организма. Воспитывать бережное отношение к себе и другим людям.

Октябрь
Кожа — наша защитница. Рассказать детям о коже и её функциях. Прививать навыки ухода за кожей. Воспитывать аккуратность и чистоплотность. Развивать любознательность и внимание.

Держи осанку. Углублять знания детей о строении человека. Показать жизненную важность позвоночника. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Учить получать удовольствие от физических упражнений.

Ноябрь
Сколько глаз у стрекозы. Познакомить детей с многообразием глаз и в животном мире. Показать значимость органов зрения в жизни животных и людей. Развивать любознательность.

Береги глаза. Дать знания о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет). Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз. Воспитывать бережное отношение к зрению своему и других людей, развивать речь.

Декабрь
Держи ушки на макушке. Носы нужны не только для красы. Дать детям представление о строении уха. Закреплять правила личной гигиены. Учить бережному отношению к органу слуха. Познакомить с органом обоняния дать представление о большой его значимости в жизни человека .закрепить культурно- гигиенические навыки.

Январь
Удивительные превращения пирожка. Рассказать детям о функциях языка, глотки и о работе желудка. Учить тщательно пережёвывать пищу. Закреплять гигиенические навыки и правила поведения за столом. Развивать воображение и любознательность.

Удивительные превращения пирожка 2.   Рассказать о функциях толстой и тонкой кишки в организме человека. Дать понятие о расположении двенадцатиперстной кишки и её значении. Закрепить правила приёма пищи.

Февраль
Зачем человеку есть. Формировать представление детей о продуктах питания. их разнообразия и жизненно важной ценности. Влиянии пищи на организм человека.

Для чего нужна кровь. Дать детям представления о крови и кровеносной системе; познакомить с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды» «пульс»; развивать любознательность. Формировать способность анализировать результаты опытов.

Март
Наш главный компьютер (мозг). Дать детям представление о важности головного мозга, его возможностях, способах увеличения их. Учить избегать опасных для жизни ситуаций.

Поговорим о болезнях (микробах). Закрепить у детей понятие «здоровье», «болезни». Дать элементарные сведения о возбудителях болезней. Закрепить основные правила личной гигиены. Учить считаться с недомоганиями других людей, воспитывать чувство сострадания к людям. Развиваем речь.

Апрель
Полезные и вредные привычки. Дать детям понятие о полезных и вредных привычках, о том, как нужно бороться с вредными привычками.

Ценность здорового образа. Уточнить знания детей о здоровом образе: режим, питание, сон; утренняя зарядка, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, профилактика плоскостопия, массаж, прогулка. одежда по сезону и погоде, культурно-гигиенические навыки, двигательная активность и т.п.

Май
КВН «Я здоровье берегу. Сам себе я помогу». Уточнить знания детей о здоровом образе жизни. Показать, что быть здоровым — это очень хорошо. Закрепить навыки взаимопомощи.

Источник: журнал «Медработник» №1, 2012г.

Оздоровительные мероприятия в МДОУ «Улыбка»

1. Обследование детей на энтеробиоз — 1 раз в год.
2. Обследование детей на Нв (гемоглобин) — 2 раза в год.
3. Взвешивание и измерение роста — 2 раза в год.
Ежедневно
4. Контрастные воздушные ванны после сна.
5. Хождение по раздражающим дорожкам после сна (колючая, ребристая доска).
6. Поливитамины -2 раза в год, октябрь и март.
7. Пальчиковые игры.
8. Ароматерапия (во время сна дети дышат воздухом с запахом сосны, эвкалипта).
9. Ежедневная прогулка. Бег вокруг садика в конце прогулки.
10. Сквозное проветривание.
11. Утренняя гимнастика с включением упражнений на сохранение правильной осанки и профилактику плоскостопия.
12. Чеснок (осень, зима, весна).
13. Пьём отвар шиповника или отвар рябины после сна.
14. Дыхательная гимнастика (в баночки наливаем кипячённую воду. Дети опускают коктельную палочку и кипятят чай, затем им разрешается выпить через трубочку).
— Трубочки, шарики из пенопласта. Дуем в трубочку — удерживаем шарик.
— Упражнения на дыхание включены в физкультурные занятия и утреннюю гимнастику.
— Сдуваем вату со стола.
— Дуем на бабочек.
15. Физкультурные развлечения, подвижные игры.
16. Массажный шарик «СУ-Джоку» — массаж рук до обеда, массаж ног после сна. Массаж активных точек.
17. Увлажнение воздуха с помощью ультразвукового увлажнителя.

В целях эффективной работы в направлении «Здоровьесберегающих технологий» я изучила много литературы, в том числе:
— «Новые технологии в физкультурно- оздоровительной работе с дошкольниками» Т.С. Кривоногова, «Медработник» №8, 2013г.
— «Хочешь быть здоровым и красивым — пой» В.Г. Иваненкова, «Медработник» №7, 2013г.
— «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского, «Дошкольное воспитание» №6, 1995г.
— журнал «Инструктор по физкультуре».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.