Золотая осень

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Золотая осень»

 Койнова Наталья Михайловна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень».

Воспитатель: Дети нам пришло письмо от осени (читает письмо):

Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Дети поможем осени? Отправляемся на поиски ответа.

Остановка № 1. (На столе разложены картинки с природными явлениями в разное время года, дети должны найти правильное время года).

Задание: назвать приметы осени.

— день короче, а ночь длиннее;

— на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
— небо серое, хмурое;

— часто идут дожди;

— перелетные птицы улетают на юг;

— дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые     ложатся в спячку;

— люди надевают демисезонную одежду;

— собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

— осенние месяцы называются: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки. Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Молодцы, отправляемся дальше.

Остановка № 2. Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

— Облака редкие — будет ясно и холодно.

— Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

— Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко — так малы снега будут.

— Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

— Теплая осень — к долгой зиме.

— У зайцев шерсть побелела — зима близко.

— Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.

— Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.

— В осеннее ненастье семь погод на дворе.

— Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Отправляемся дальше.

Остановка № 3. Дети называют поговорки осени:

— Красна весна цветами, а осень пирогами.

— Весна красна цветами, а осень снопами.

— Осень — время собирать урожай.

— Красна ягодка, да на вкус горька.

— Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

— Осенью и воробей богат.

— Красна весна цветами, а осень пирогами.

— Ноябре зима с осенью борется.

— Осенью ложка воды ведро грязи.

Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени. А теперь немного поиграем: (физминутка).

Дождик бегает по крыше бом-бом-бом     бег на месте

По веселой звонкой крыше бом-бом-бом   повороты туловища вправо — влево

Дома, дома посидите  бом-бом-бом          приседания

Никуда не выходите,   бом-бом-бом         наклоны вперед

Почитайте, поиграйте  бом-бом-бом        наклоны вправо — влево

А уйду, тогда гуляйте бом-бом-бом        бег на месте

Воспитатель:  Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали? А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответы детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка № 4,  нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории.

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: Воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование № 1. Строения листа с помощью лупы. Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Исследование № 2. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают». На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?

Ответы детей: Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Исследование № 3. Что же случается с опавшими листьями ?

Ответ детей: Они высыхают.

Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой — сухие , а в какой —  незасохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка № 5. Волшебный мешочек.

Воспитатель:
По дороге золоченой

Осень в гости к нам идет.

Для мальчишек и девчонок

Щедрый дар она несет

Что за дар? (урожай)

Дети находят мешочек с папье-маше.

Дети садятся на коврики.

— Тише, тише, тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите,

Сказку нам, вы, не спугните!

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку (воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.

Воспитатель: Что делать, не знаю. Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают, как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

 Дети раскрашивают папье-маше для осени.

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени. Вы собрали много примет осени , что же нам с ними делать?

Ответ детей: Подарить их осени.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.