Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Откуда Новый год пришел»
с использованием технологии «Путешествие по «реке времени»
для детей подготовительной к школе группы
Бакирова Елена Владимировна,
старший воспитатель МАДОУ № 90,
г. Нижний Тагил
Тема: «Новогодний праздник»
Форма НОД: Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по «реке времени».
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой.
Средства:
— наглядные: карта-панно «Путешествие по «реке времени», иллюстрации с изображением атрибутов праздника. Для каждого ребенка: клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4). Картинки — «метки».
— мультимедийные: мультимедийный экран и проектор, слайды по содержанию занятия.
— музыкальные: звуковые эффекты.
Цель: Расширить представления детей об истории новогоднего праздника.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей новогоднего праздника, с традициями празднования в Древней Руси, в Средние века и в настоящее время.
- Обогащать словарь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
- Формировать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, обосновывать свое мнение.
Развивающие:
- Развивать интерес к истории своего государства.
Предварительная работа: Открытие «Мастерской Деда Мороза», беседы о предстоящем празднике, рассматривание иллюстраций с новогодней тематикой, слушание песен, заучивание стихов. Игры и упражнения, в которых задействованы сверстники, для восприятия их как партнеров по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса сотрудничества между ними.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1 этап (обсуждение события)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наш музыкальный зал. Вы не заметили ничего необычного? (подтвердить ответы детей, что скоро праздник Новый год). Не кажется ли вам, что здесь, что-то не подходит для новогоднего оформления.
Да, вы правы, это березка. А, почему она здесь, мы сегодня узнаем.
Да, скоро Новый год – самый любимый и сказочный праздник. Елка, белый снежок, Дедушка Мороз с мешком подарков – без этого невозможно представить Новый год.
А что такое Новый год? (Богдан прочитает стихотворение «Что такое Новый год»).
2 этап (постановка цели исследования)
Воспитатель: Но раньше этот праздник справляли совсем не так, как сейчас. Вы хотите узнать, как встречали Новый год наши предки? (Кто такие предки?) Чтобы узнать это, я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке.
Кто-нибудь из вас путешествовал по реке? Какие реки знаете?
(побуждать детей называть знакомые реки Чусовая, Тагил, Волга и др.)
Мы с вами отправимся по реке, но не простой, а по «реке времени», ведь время, так же как и река, все время бежит вперед.
На чем путешествуют по реке? (на корабле, лодке, плоту). Давайте построим корабль и отправимся в путь.
3 этап (анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного и предметного материала)
Дети вместе с воспитателем конструируют корабль.
Воспитатель: Наш корабль готов. Давайте придумаем название (Смелый, Отважный, Новогодний)
Речевая гимнастика «Теплоход» В.Волина
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход
Раз, два —
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед-
Раз, два-
И поплыл, поплыл по речке,
набирая полный ход)
Воспитатель: Наш корабль замедляет ход, и мы с вами причаливаем к первой остановке «Древняя Русь». Вы знаете, что такое древний? (Воспитатель подводит итог: Древний — это то, что было очень давно).
(Слайд с древнеславянским Новым годом).
В древней Руси праздновали Новый год 1 сентября. Этот день связывали с началом уборки урожая. Целый день всё селение гуляло. Девушки наряжали березку, повязывали на ней ленты и водили хороводы, играли вместе с парнями в догонялки и другие игры. Вот почему в нашем новогоднем зале сегодня и стоит наша русская березка.
Давайте украсим ее и присоединимся к их веселью: споем хороводную песню. (Дети украшают дерево ленточками и поют хоровод «На горе-то калина»).
Нам пора отправляться дальше.(Звучит запись звука волн).
Мы причалим на следующей остановке «Старина».
(Слайд с портретом Петра I).
Воспитатель: Сейчас мы перенеслись в то время, когда Россией правил не президент, как сейчас, а царь Великий Петр I. Он запретил праздновать Новый год в сентябре и приказал отмечать 1 января, как и во всем остальном мире (ролик компании «Бибигон» о праздновании нового года). Петр I повелел людям украшать свои дома хвойными ветками. В ночь с 31 декабря на 1 января все должны были отдыхать и веселиться. Петр I приказал запускать фейерверки, палить из пушек, устраивать народные гуляния, катание на санях запряженных лошадьми, на горках, проводить балы и маскарады. (Воспитатель показывает слайды).
Давайте и мы с вами на отправимся на праздничный маскарад
Игра «Маскарад»
(Воспитатель показывает слайд с украшенной елкой в царские времена).
Воспитатель: Немного позже в домах стали наряжать маленькие ёлочки – считали, что она защищает дом и его жителей от сил зла. А вы знаете, чем украшали елки в те далекие времена? (Ответы детей). Елки украшали яблоками, сладостями, орехами, которые по окончании праздника разрешалось снимать детям и беднякам. На елке зажигались настоящие свечи.
Дети украшают ель конфетами, сушками и пр.
Воспитатель: Ну что мы отправляемся дальше
Физминутка
Как приятно, в речке плавать —
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди
Сверху мостик – погляди.
Чтобы плыть еще скорей
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из лодки вылезаем
И на травке отдыхаем.
Звучит песня «В лесу родилась елочка»
(Слайд современной елки с Дедом морозом и Снегурочкой).
4 этап (Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени»)
Воспитатель: Это остановка нашего времени – современность. Вот мы и оказались в нашем времени, в нашем детском саду. Как мы празднуем Новый год сейчас? (Ответы детей). Украшение елки игрушками. Хоровод вокруг елки.
Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки, и попадает в настоящее время, где живём мы с вами.
Давайте вспомним, где мы побывали и расположим картинки согласно пройденным остановкам: Древность, Старина, Современность.
А теперь попробуйте заполнить «реку времени» картинками.
Вы можете договориться между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант, как это можно сделать).
(Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок « реки времени»).
В конце путешествия воспитатель подводит итог:
— Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
— Что было самым интересным?
— Вам удалось правильно распределить картинки?
— Что бы вы ещё хотели узнать?
А теперь давайте помечтаем, и нарисуем елку вашей мечты, какой она будет в будущем. (Продуктивная деятельность).
Мне было очень приятно с вами путешествовать, я скажу, что вы самые любознательные, внимательные и активные. Спасибо! (Угощение со средневековой елки).