Откуда Новый год пришел

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Откуда Новый год пришел»

 с использованием технологии «Путешествие по «реке времени»

для детей подготовительной к школе группы

 

Бакирова Елена Владимировна,

старший воспитатель МАДОУ № 90,

г. Нижний Тагил

 

Тема:  «Новогодний праздник»

Форма НОД: Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по «реке времени».

Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой.

Средства:

— наглядные: карта-панно «Путешествие по «реке времени», иллюстрации с изображением атрибутов праздника. Для каждого ребенка: клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4). Картинки — «метки».

— мультимедийные: мультимедийный экран и проектор, слайды по содержанию занятия.

— музыкальные: звуковые эффекты.

Цель: Расширить  представления детей об истории новогоднего праздника.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с историей новогоднего праздника,  с традициями празднования в Древней Руси, в Средние века и в настоящее время.
  2. Обогащать словарь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
  3. Формировать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, обосновывать свое мнение.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к истории своего государства.

Предварительная работа: Открытие «Мастерской Деда Мороза», беседы о предстоящем празднике, рассматривание иллюстраций с новогодней тематикой, слушание песен, заучивание стихов. Игры и упражнения, в которых задействованы сверстники, для восприятия их как партнеров по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса сотрудничества между ними.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 1 этап (обсуждение события)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наш музыкальный зал.  Вы не заметили ничего необычного? (подтвердить ответы детей, что скоро праздник Новый год). Не кажется ли вам, что здесь, что-то не подходит для новогоднего оформления.

Да, вы правы, это березка. А, почему она здесь, мы сегодня узнаем.

Да, скоро Новый год – самый любимый и сказочный праздник. Елка, белый снежок, Дедушка Мороз с мешком подарков – без этого невозможно представить Новый год.

А что такое Новый год? (Богдан прочитает стихотворение «Что такое Новый год»).

2 этап (постановка цели исследования)

Воспитатель: Но раньше этот праздник справляли совсем не так,  как сейчас. Вы хотите узнать, как встречали  Новый год наши предки? (Кто такие предки?) Чтобы узнать это, я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке.

Кто-нибудь из вас путешествовал по реке?  Какие реки знаете?

(побуждать детей называть знакомые реки Чусовая, Тагил, Волга и др.)

Мы с вами отправимся по реке, но не простой, а по «реке времени», ведь время, так же как и река, все время бежит вперед.

На чем путешествуют по реке? (на корабле, лодке, плоту). Давайте построим корабль и отправимся в путь.

3 этап (анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного и предметного материала)

 Дети вместе с воспитателем конструируют корабль.

Воспитатель: Наш корабль готов. Давайте придумаем название (Смелый, Отважный, Новогодний)

 Речевая гимнастика «Теплоход» В.Волина  

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход

Раз, два —

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед-

Раз, два-

И поплыл, поплыл по речке,

набирая полный ход)

Воспитатель: Наш корабль замедляет ход, и мы с вами причаливаем к первой остановке «Древняя Русь». Вы знаете, что такое древний? (Воспитатель подводит итог: Древний — это то, что было очень давно).

 (Слайд с древнеславянским Новым годом).

В древней Руси праздновали Новый год 1 сентября. Этот день связывали с началом уборки урожая. Целый день всё селение гуляло. Девушки наряжали березку, повязывали на ней ленты и водили хороводы, играли вместе с парнями в догонялки и другие игры. Вот почему в нашем новогоднем зале сегодня и стоит наша русская березка.

Давайте  украсим ее и присоединимся к их веселью: споем хороводную песню. (Дети украшают дерево ленточками и поют хоровод «На горе-то калина»).

Нам пора отправляться дальше.(Звучит запись звука волн).

Мы причалим  на следующей  остановке «Старина».

(Слайд с  портретом Петра I).

Воспитатель: Сейчас мы перенеслись  в то время,  когда Россией правил  не президент, как сейчас, а царь Великий Петр I. Он запретил праздновать Новый год в сентябре и приказал отмечать 1 января, как и во всем остальном мире (ролик компании «Бибигон» о праздновании нового года). Петр I повелел людям  украшать свои дома хвойными ветками. В ночь с 31 декабря на 1 января все должны были отдыхать и веселиться. Петр I приказал запускать фейерверки, палить из пушек, устраивать народные гуляния, катание на санях запряженных лошадьми, на горках, проводить балы и маскарады. (Воспитатель показывает слайды).

Давайте и мы с вами на отправимся на праздничный маскарад

 Игра «Маскарад»

(Воспитатель показывает слайд с украшенной елкой в царские времена).

Воспитатель: Немного позже в домах стали  наряжать маленькие ёлочки – считали, что она защищает дом и его жителей от сил зла.  А вы знаете, чем украшали елки в те далекие времена? (Ответы детей). Елки украшали  яблоками, сладостями, орехами, которые по окончании праздника разрешалось снимать детям и беднякам. На елке зажигались настоящие свечи.

 Дети украшают ель конфетами, сушками и пр.

Воспитатель: Ну что мы отправляемся дальше

Физминутка

Как приятно, в речке плавать —

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди

Сверху мостик – погляди.

Чтобы плыть еще скорей

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками

Кто угонится за нами?

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из лодки вылезаем

И на травке отдыхаем.

Звучит песня «В лесу родилась елочка»

(Слайд современной елки с Дедом морозом и Снегурочкой).

4 этап (Сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени»)

 Воспитатель: Это остановка нашего времени – современность. Вот мы и оказались в нашем времени, в нашем детском саду. Как мы празднуем Новый год сейчас? (Ответы детей). Украшение елки игрушками. Хоровод вокруг елки.

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки,  и  попадает  в настоящее время, где живём мы с вами.

Давайте вспомним, где мы побывали и расположим картинки согласно пройденным остановкам: Древность, Старина, Современность.

А теперь попробуйте заполнить «реку времени» картинками.

Вы можете договориться между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант, как это можно сделать).

(Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок « реки времени»).

В конце путешествия воспитатель подводит итог:

  Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

— Что было самым интересным?

— Вам удалось правильно распределить картинки?

— Что бы вы ещё хотели узнать?

А теперь давайте помечтаем, и нарисуем елку вашей мечты, какой она будет в будущем.  (Продуктивная деятельность).

Мне было очень приятно с вами путешествовать,  я скажу, что вы самые любознательные, внимательные и активные. Спасибо! (Угощение со средневековой елки).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.