Конспект образовательной деятельности
«Во саду ли, в огороде»
для детей старшей группы
Селиванова Лариса Игоревна,
воспитатель МБДОУ № 23,
г. Снежинск Челябинской обл.
Программное содержание:
- Формировать навыки самостоятельного проведения классификации овощей и фруктов.
- Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации.
- Развивать связную речь детей.
- Обогащать словарный запас (использование синонимов и антонимов).
- Обучать навыкам сравнения.
- Формировать умение согласовывать прилагательные и существительные.
Предварительная работа: Беседы по теме «Фрукты и овощи», повторение сказки «Репка», тренажер по сказке «Репка» (презентация), рисунки и лепка по теме, сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Оборудование: Иллюстрации овощей, фруктов и ягод, мяч, лопатки, семена гороха и бобов.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, какие овощи и фрукты вы знаете?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Четвёртый лишний». Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, как вам кажется, оно лишнее:
- яблоко, груша, помидор, персик;
- яблоко, помидор, картофель, огурец;
- огурец, арбуз, капуста, помидор;
- клубника, малина, капуста, арбуз.
Воспитатель: Давайте узнаем, насколько вы внимательны. Если я назову фрукт, вы поднимаете руки вверх, становитесь на носочки. Если овощ – приседаете, а если ягоды – наклоняетесь.
Далее проводится игра на переключение внимания. Дети встают и выполняют упражнения.
Воспитатель: Молодцы! У меня для вас приготовлены загадки.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз)
Далее воспитатель спрашивает, что общего и в чем отличие между угаданными ответами.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: А когда собирают урожай яблок?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А чтобы собрать большой урожай, нужно быть сильным и здоровым. Поэтому давайте потренируемся.
В огород пойдём, (идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем (делают вид, что срывают морковь)
И картошки накопаем, (делают вид, что копают)
Срежем мы кочан капусты, (делают вид, что срезают кочан)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвём немножко (делают вид, что рвут щавель)
И вернёмся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
Н. Нищева
Воспитатель: Вы, наверно, знаете игру «Горячая картошка». Давайте поиграем.
Дети встают в круг. По команде начинают передавать мяч из рук в руки по кругу. Как только воспитатель скажет: “Стоп!”, игра останавливается. Игрок, у которого мяч оказался в руках, выходит из игры. Играют до тех пор, пока не победит последний игрок.
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю фрукт или овощ, а вы должны отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами “да” или “нет”. Например: «Это круглое?», «Это сладкое?» и т.д. А затем вы мне загадаете слово, а я его постараюсь отгадать.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Как называется место, где растут овощи?
Дети: Огород.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?
Дети отвечают на вопрос. Воспитатель затем комментирует их ответы.
Воспитатель: А вы знаете, что у некоторых овощей мы едим семена? Например, у гороха и бобов. И сегодня мы их посадим на нашем огороде.
Воспитатель показывает семена гороха и бобов.
Воспитатель: Как вы думаете, что необходимо, чтобы выросли овощи на огороде?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Бобовые растения (фасоль, горох, бобы) не нуждаются в особом уходе. Они будут лучше расти, если в почву внести удобрения. Бобы и горох – холодостойкие, требовательные к свету растения. Выращивать их нужно на сухом участке. Всходы бобов и гороха появляются через 8-10 дней после посева. Чтобы увеличить урожай, их нужно регулярно поливать. А теперь за работу!
Воспитатель и дети идут на участок и сажают бобовые растения. В качестве домашнего задания дети должны нарисовать их любимые фрукты и овощи.