Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

«Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

 

Жеребятьева Ольга Владимировна

музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с № 68

 г. Благовещенск Амурской обл.

 

В настоящее время в системе современного дошкольного образования произошли инновационные процессы-  это внедрение ФГОС ДО. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством.  Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

В новой образовательной ситуации, музыкальная деятельность способствует:

— усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формированию готовности к совместной творческой деятельности.

В соответствии с п 1.2. ФГОС ДО, необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие детей является построение образовательной деятельности на основе индивидуализации образования, то есть создание условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этой ситуации художественно – эстетическое развитие обеспечивает атмосферу свободы, радости, творчества, полной успешности каждого дошкольника.  В результате взаимодействия друг с другом в музыкальной деятельности, у ребенка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, формируются навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

Музыкальная  деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

 Особенности формирования музыкальной культуры дошкольника

Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Она формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе:

— формирования эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

— образного мышления и воображения;

— накопления познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;

— развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале.

Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель, воспитатель, родитель. Музыкальная деятельность решает огромный круг образовательных и воспитательных задач.

Приобщая ребенка к музыкальной культуре, мы формируем у него:

— способность к чувственному восприятию мира;

— ассоциативность художественного мышления;

— выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

— координацию слуха – голоса – зрения – движения;

— чувство ритма: пространственного, пластического, музыкального;

— палитру выразительных движений, звучащих жестов, красок собственного голоса;

— навыки элементарного музицирования;

— тесную взаимосвязь детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

— радостное мироощущение, сопричастность и  сострадание.

Чтобы творческий процесс  был  непрерывным,  в него должны быть вовлечены все педагоги ДОУ, хотелось бы сказать несколько слов об интеграции.

Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Целью  интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интеграция предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, она является ведущей при разработке содержания обучения, его форм и методов.
Интегративный подход способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность решать несколько задач из различных областей развития.

Интеграция это  также и возможность для  профессионального роста педагога,  раскрытия его творческих         способностей.

В музыкально-эстетическом воспитании принципами интеграции могут выступать законы и виды искусства.

В первую группу интегративных занятий  входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Театральное искусство, Киноискусство.

Реализация  задач,  поставленных ФГОС перед дошкольным образованием, будет невозможна без применения педагогами современных программ и  технологий. Музыкальные руководители хорошо с ними знакомы и   успешно применяют в своей работе. В  последнее время появилось немало  инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В своей работе для формирования у дошкольников музыкальной культуры  мы активно применяем «Квест» технологию.

Технология проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания о многообразии мира, развивать творческие музыкальные способности и коммуникативные навыки, позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Именно проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивая коммуникативные и нравственные качества. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм внутреннего взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, и внешнего взаимодействия  родителей воспитанников и ДОУ. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Родители  же становятся  не только источником реальной помощи педагогам и поддержки ребенку в процессе работы над проектом, но  и непосредственными его участниками.

Общеизвестно: ребенок не может  развиваться на пустом месте, для этого необходимо создать определенные условия. Для  гармоничного музыкального развития детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды. От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения зависит, станет ли эта среда развивающей, или останется лишь набором красивых пособий  и инструментов.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь  потенциал для музыкального воспитания и развития творчества. Музыкальные центры  следует оформлять в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы, не забывая о том ,что это среда формирующая культуру ребенка: пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи– особенно актуален в наши дни.

И, подводя итог, хотелось бы сказать несколько слов о личности самого педагога, который участвует в приобщении ребенка к музыкальной культуре. Не следует забывать о том, что  музыкальная формирующая  среда  — это не только то, о чем я говорила выше, но и  мы с вами тоже. Мы тоже часть развивающей  среды, в которой формируется дошкольник: как мы говорим, как выглядим, что читаем и смотрим, какую музыку любим — это то, чем мы делимся с ребенком каждый день,  что и  формирует его как личность.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.