Хочу быть здоровым

Проект

«Хочу быть здоровым»

для детей среднего дошкольного возраста

 

Хакимова Альбина Михайловна,

                                                                          воспитатель МАДОУ № 77,

г. Набережные Челны

 

Пояснительная записка

Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребенка. Бесспорно, чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своем здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно-гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей — это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, — как говорил великий философ Аристотель, — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание- это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.

Ведь совсем не зря А. Шварцнеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами — это азбука движений.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического интеллектуального развития.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Цель: поиск новых форм и методов использования  здоровьесберегающих технологий в воспитательно – оздоровительном  процессе  ДОУ, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи: охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, закаливания, гигиенических навыков.

  Образовательные области реализации проекта:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

— коммуникативное развитие,

— формирование основ безопасности жизнедеятельности.

  1. Познавательное развитие:

— экспериментирование и исследовательская деятельность.

  1. Речевое развитие:

— художественная литература.

4.Художественно-эстетическое развитие:

— музыкальное развитие,

— рисование,

— лепка,

— аппликация.

  1. Физическое развитие:

— развитие физических качеств,

— формирование представлений о здоровом образе жизни.

 Методы проекта:

1.Игры-экспериментирования

2.Познавательная деятельность

3.Песочная и сказкотерапия

4.Выставочная деятельность

5.Презентации.

Участники проекта: дети (4-5 лет, группа) ; взрослые (воспитатели, родители)

Срок проведения: долгосрочный.

Вид проекта:

1.Игровой

2.Практико-ориентированный

3. Информационный.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап: Обеспечение проектной деятельности.

1.Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

  1. Планирование проекта.

4.Разработка и накопление методических материалов по проблеме

(буклет для родителей «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни).

  1. Изучение методической литературы, собрать иллюстративный материал по данной теме.

2.Основная часть (практическая)

  Нетрадиционные формы  (методы) оздоровления:

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников : «Хождение босиком» , «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.                                                                                                  Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» — хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.    При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность                         Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.

Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.

Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).        Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.

Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:

Гимнастика для глаз, музыкотерапия (сон под музыку, пение), аутотренинг и психогимнастика, арттерапия — это  лечение искусством (лепка, рисование пальцами, марание, рисование сухими листьями и т.д.), снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно  применять  такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки), песочная терапия – игротерапия (игры с песком), игропластика включает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т.д.  Пальчиковая гимнастика,  благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.

Таким образом, можно сделать вывод: здоровье — это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.   Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.

1). Дыхательная гимнастика.

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И.п. – о.с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;

2 – плавный  выдох через нос.

2). Точечный массаж с дыхательной гимнастикой.

«Греем наши ручки»

Соединить ладони и потереть ими до нагрева.

«Проверяем носик»

Нажимать указательным пальцем точку под носом.

«Лепим ушки»

Указательным и большим пальцем «лепим» ушки.

«Правая ноздря, левая ноздря»

Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем .

«Сдуваем листик»

Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.

3). Бодрящая гимнастика

«Малыши  — крепыши»

(выполняется стоя около кроваток)

Малыши – крепыши

вышли по – порядку.

(Шагаем на месте)

Малыши – крепыши

Делают зарядку.

(Руки —  в стороны, сгибаем руки в локтях)

Руки вверх, руки вниз,

Дружно наклонились.

(Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться коленок)

Еще раз, еще раз,

Ровно распрямились.

(Повторить, выпрямиться)

Влево, вправо поворот –

В стороны посмотрим.

(Повороты в стороны)

Еще раз, еще раз,

В стороны посмотрим.

(Повороты в стороны)

Вот так, вот так

Дружно мы шагаем!

(Ходьба на месте)

Вот так, вот так

Дружно подрастаем!

(Встать на носки, руки вверх, потянуться).

4). Ходьба по «дорожкам здоровья». (1 дорожка — обычная, 2 дорожка — ребристая, 3дорожка — с плоскими пуговицами)

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем, топ, топ, топ!

Топают ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

5).  Коррекционная гимнастика после сна (сидя)

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

6). Комплексы упражнений гимнастики для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

7). Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки по Л.Г. Боровковой.

На коленях.

Стоя на коленях, руки вдоль туловища. Отклоняемся назад «как дощечка» — 10-12 раз.

И. п. то же, руки на поясе. Выпрямляем по очереди ногу назад 10-12 раз.

И. п. то же, колени вместе ступни широко разведены в стороны. Садимся между ступней и встаём. Спина прямая.10-12 раз

8). Релаксация

«Облака»

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

9). Игротерапия песочная   «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.    Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?».  Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует.

Можно использовать еще одну игру пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера», — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками. В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы    ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и на ощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры «Чудесный мешочек»).

Применение в работе ДОУ нетрадиционных методов оздоровления повышает результативность  воспитательно- оброзовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и крепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.

  1. Заключительный этап.

Организация презентации на данную тему.    Изготовление буклетов, памяток для родителей, выставок

Литература:

  1. Азбука дыхания: Методическое пособие. Свердловск, 1990г.
  2. Андреев В.И.  Здоровьесберегающее обучение и воспитание .
  3.   Александрова Ю. Программа «Остров здоровья».ие. Казань, 2000г.
  4. Бабин В.       Энциклопедия для малышей от 3 до 6 лет.- М., 1997г.
  5. Выгодская И.П. Релаксация как система расслабляющих упражнений./Народное образование.- 1999г., №10
  6. Гелинко В.П. Валеология человека : Здоровье. Любовь. Красота.- СПб. 1998г.
  7. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми.М., 1999г.
  8. Миронова С.П. Нетрадиционные оздоровительные методики и технологии : учебное пособие 2013.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.