Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Из опыта работы

«Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Бережнова Екатерина Николаевна,

инструктор по физкультуре д/сада «Радуга»

п. Тазовский Тюменской обл., ЯНАО

Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению образовательного процесса, в том числе и в области физического развития, к роли педагога в этом процессе. Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу.

Всё это требует от педагогов постоянной работы над собой, своим профессиональным ростом. В связи с этим возникает необходимость создания в учреждение действенной и эффективной системы методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в целом и физического воспитания в частности. Стандартом рекомендуется создание условий для оказания систематической научно-теоретической, методической, информационной поддержки и сопровождения педагогов, использования инновационного опыта различных образовательных учреждений, а также исследования результатов эффективности проводимых инноваций.

Каждая дошкольная организация ищет свои пути в этом направлении. В нашем детском саду разработана модель этого процесса, включающая использование следующих инновационных форм методической работы:творческие группы педагогов, семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, конкурсы-соревнования, проекты, социальное партнерство, деловые игры, наставничество, использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) и сетевых интернет-сообществ. Работу по организации методического сопровождения началась с создания творческой группы, в которую вошли заведующая, старший воспитатель, узкие специалисты, педагоги с высоким творческим потенциалом, способные провести мастер-классы для других педагоговс целью развития их профессионального самосознания, мастерства, творческого потенциала, а также обучения педагогов практическим навыкам организации процесса физического развития дошкольников. Задачи работы группы мы видели: в создании условий для профессиональногообщения педагогов, развития их творческой активности; в нахождении оптимальных решений профессиональных проблем в совместной работе; в разработке и апробации новых педагогических методик и технологий, организации помощи педагогов друг другу в овладении инновационными технологиями в различных видах двигательной деятельности.

Творческая группа педагогов начала свою деятельность с организации дня открытых дверей. Родители с удовольствием посещали физкультурные занятия, занятия в бассейне, спортивном зале, наблюдали, насколько насыщенна двигательная деятельность детей в течение всего дня, как много положительных эмоций получают от нее дети.

В соответствии с разработанной нами моделью методического сопровождения и с целью выявления и устранения недостатков по созданию здоровьесберегающей среды в садике было намечено и проведена консультация в форме деловой игры по теме «ЗОЖ». На ней  обсуждались и анализировались слабые моменты в воспитательно-образовательном процессе с точки зрения здоровьесбережения, разрабатывалась система мероприятий по обеспечению охраны, укреплению здоровья детей и осуществлению их полноценного психофизического развития.

На основе предварительных бесед с детьми, тестирования была проанализирована здоровьесберегающая среда всех возрастных групп, соответствие ее организации ФГОС ДО, а также степень комфортности предметно-развивающей среды для детей. Деловая игра позволила создать условия для устранения недостатков в работе ДО по созданию здоровьесберегающей среды. Результатом этой деятельности, обеспечившим ее успех, стала разработка системы мероприятий информационно-методической и тренинговой направленности. В их числе – семинар-практикум для педагогов «Формирование правильной осанки  у дошкольников», на мастер-классе для педагогов « Спорт – это жизнь». Хорошо в нашей практике зарекомендовала себя такая активная форма методического сопровождения, как семинар-практикум, поскольку он всегда ориентирован на практический результат.

Проведенный семинар-практикум «Формирование правильной осанки  у дошкольников» был направлен на выявление и распространение передового педагогического опыта. Особое внимание уделялось представлению нестандартного оборудования, которое объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, дает возможность проявить фантазию. А изготовление оборудования педагогами и родителями создает коллектив единомышленников, условия для продуктивного взаимодействия. Педагогами творческой группы были представлены спортивные атрибуты, сделанные своими силами (массажные коврики, гантели, мешочки для развития равновесия, метания, кольца, дорожки для ходьбы и т.д.). Инструктор ФИЗО продемонстрировал презентацию о том, какие виды нестандартного оборудования рекомендуется иметь в группах для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. В результате улучшилось оснащение групповых спортивных центров двигательной деятельности новым нестандартным спортивным инвентарем, картотека пополнилась новым игровым практическим и музыкальным материалом (в том числе и для музыкального сопровождения режимных моментов). Как следствие, стала наблюдаться активизация двигательной активностидетей в течение дня, у них появилось стремление к самостоятельному использованию всего арсенала подвижных игр и упражнений, разученных во время организованных видов занятий.

На мастер-классе «Спорт – это жизнь» педагоги ознакомились с методикой проведения утренней гимнастики, физкультурных пауз, подвижных игр в помещении и на прогулке, с гимнастикой пробуждения с учетом возраста детей, с организацией их оптимальной двигательной активности в течениедня. Это представляется актуальным, поскольку в современных исследованиях, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывается и подтверждается тот факт, что в процессе физкультурных занятий и игр происходит формирование таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, социальные компетенции, коммуникативные и двигательные способности, а ведь именно эти качества обеспечивают позитивную социализацию дошкольников, психологическую готовность к обучению в школе. Помимо консультации и просмотра видеоролика по данной теме инструктором ФИЗО были продемонстрированы комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна и физкультминуток. Педагоги активно включились в практическую часть занятия, что дало им возможность закрепить непосредственно в деятельности предложенный методический материал.Проведенный мастер-класс доставил педагогам массу удовольствия от движения, обогатил их методический багаж.

В настоящее время практически все детские сады оборудованы техническими средствами обучения. Для того чтобы выяснить уровень владения педагогами ИКТ, провели опрос, позволивший выявить, что большая часть коллектива педагогов имеет навыки работы в программах MicrosoftOffice: PowerPoint, Word, Excel. На основе полученных результатов в процессе организации методического сопровождения в нашей ДО педагогам создаются благоприятные условия для использования ИКТ как средства интерактивного обучения дошкольников, позволяющего активизировать их познавательную деятельность. При этом использование ИКТ осуществлялось на праздниках, во время досуга. Для детей созданы ознакомительные презентации («Виды большого спорта», «Как мы закаляемся», «Чем заняться в спортивном уголке» и др.). В результате этой работы удалось внести разнообразие в работу инструктора ФИЗО, повысить ее эффективность, обогатить и сделать более интересной и привлекательной для детей двигательную деятельность.

Инструктора ФК провели анкетирование родителей с целью выявления  есть ли среди семей воспитанников увлеченные спортом, кто  мог бы поделиться своим опытом на тематических занятиях, спортивных праздниках и развлечениях. Позволить родителям оценить (пересмотреть) свое отношение к физкультуре и спорту. Задуматься, какое место физкультура и спорт занимает в жизни семьи. Пропаганда здорового образа жизни.

   Инструктора осуществили разработку первоначальной структуры и содержимого сайта  для педагогов интересующихся проблемами физического развития и воспитания. В планах нашей дошкольной организации – реализация этой идеи на практике. Важно осуществлять методическое сопровождение в области физического развития не только педагогов, но и родителейкак активных участников образовательного процесса. Привлечение родителей к активному, здоровому образу жизни, создание доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями – одна из задач, обозначенных в ФГОС ДО как приоритетная.

Заинтересовать детей занятиями физкультурой, здоровым образом жизни, стимулировать родителей принимать участие в жизни детского сада; наглядно продемонстрировать любовь к физической культуре.

Гости также имеют возможность ознакомиться с развивающей средой ДОв спортивном зале и плавательном бассейне, в групповых ячейках, проанализировать методическую насыщенность и обеспеченность образовательной области «Физическое развитие», поделиться собственным опытом в вопросах организации процесса физического развития.       Это способствует осуществлению нашими педагогами рефлексии собственной профессиональной деятельности, более рациональной ее систематизации и структурированию, осознанию и осмыслению ее на более высоком профессиональном уровне. Одной из эффективных форм инновационного подхода в организации методического сопровождения, помимо социального партнерства, является наставничество. Кроме того, наставничество организовывается нами не только для педагогов, но и для молодых специалистов, нуждающихся в помощи или недавно начавших свою педагогическую деятельность. Педагоги и молодые специалисты знакомятся с современными технологиями и инновационными процессами обучения в образовательной области «Физическое развитие», обучаются методике организации двигательной деятельности. Показывают, как можно обеспечить оптимальную двигательную плотность занятия; варьировать нагрузку в зависимостит подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому; эффективно организовать работу с оборудованием, демонстрируют правильный показ детям упражнений, используя различные формы и способы организации двигательной деятельности.

Обобщая, отметим, что проделанная работа по методическому сопровождению процесса физического развития оказалась результативной. Путем анкетирования педагогов и родителей были выявлены проблемы, с учетом которых и была спланирована работа по созданию системы методического сопровождения. Наши педагоги получили возможность повысить свою компетентность в образовательной области «Физическое развитие», что способствовало повышению уровня профессионального мастерства как важного условия эффективности процесса физического развития дошкольников. Практические мероприятия дали им заряд бодрости и уверенности в своих силах, способствовали созданию комфортной психологической обстановки в нашем ДО. Участие наших педагогов, родителей и детей в мероприятиях и конкурсах значительно активизировалось.     Мы стремимся наладить социальные контакты с другими дошкольными организациями и учреждениями дополнительного образования по вопросам физического развития и здоровьесбережения дошкольников, что значительно повысит результативность работы по физическому развитию дошкольников. Все это говорит о том, что разработанная нами модель методического сопровождения физического развития дошкольников является эффективной.

В перспективе  развивать такие направление как:

1«Креативная гимнастика». Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений,  специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности, мышления, свободного самовыражения и закрепощенности. В нее входят музыкально – творческие игры, специальные задания.

2 «Упражнения игрового стретчинга». Охватывает все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполнение по ходу сюжетно – ролевой игры, основанной на сказочном сценарии.

3 «Фитбол — гимнастика».  Фитбол – мяч для опоры, используется в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что на прямую связано с развитием интеллекта. Занятие на фитболах  прекрасно развивает чувство равновесия, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет.

4 «Черлидинг» — зажигательные спортивные танцы с помпонами,  сочетающие элементы акрабатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить обьем двигательной активности в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

5 «Фрироуп» — это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).

6 «Геокешинг» — одновременно и очень древняя, и совсем новая игра. С давних пор  тема поиска клада окружена атмосферой притягательной таинственности.  В нее можно играть в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану,  схеме, карте.

Прогнозируемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей с помощью нетрадиционных  форм оздоровления.
  2. Повышение уровня физической подготовленности  и развития физических качеств у детей.
  3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
  4. Формирование у родителей представления о физических возможностях детей.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии дошкольников, их двигательной активности можно только при использовании разнообразных инновационных технологий.

Список литературы:

1. Амарян, Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Р.И. Амарян. — Москва: Детство, 2004. — 67 с.

2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- Москва: Педагогика, 2003. — 209 с.

2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т.Л. Богина. — М.: Мозаика, 2005. — 112 с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 62 с.

4.Гончарова О.В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательномучрежднии // Современные про-блемы науки и образования. –2014. –No 6.–URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15638.

5.Геркушенко С.В., Геркушенко Г.Г, Гончарова О.Видр.Профессиональные образовательные сообщества педагогов: теория и практика: монография /М-во образования и науки России, Вол-гогр. гос. соц.-пед. ун-т.–Волгоград: Принт, 2014. 6.Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрамиДОУ.–СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. –(Серия «Методический кабинет»).

7.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Утвержден при-казом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155.

8.Сайкина Е.Г., Фирелева Ж.Е. «Физкульт-привет минуткам и паузам!». –СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2006.

9.Финогенова Н. В., Решетов Д. В. Использование подвижных игр в формировании социальных ком-петенций детей дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Концепт». –2013. –СпецвыпускNo 8. –С. 41–45. –URL: http://e-koncept.ru/2013/13578.htm. 10.Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика: метод. рек.к программе по физическому воспитанию дошкольников. (Образовательная система «Школа 2100»). Комплексная программа «Детский сад 2100». –М.: Баласс, 2008.

11.Финогенова Н. В., Решетов Д. В. Указ.соч.

12.Яковлева Т.С. Здоровьесберегающиетехнологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий // Дошкольное воспитание и обучение:приложение к журналу «Воспитание дошкольников». –М.: Школьная Пресса, 2006. –Вып.148.

13.Геркушенко С.В., Геркушенко Г.Г, Гончарова О.В.и др. Указ. соч.11.Фомина Н.А.Указ. соч.12.Финогенова Н. В., Решетов Д. В.Указ. соч.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.