Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Лепка как средство развития межполушарных связей | ДЕТСТВО-ГИД

Лепка как средство развития межполушарных связей

Методическая разработка

«Лепка как средство развития межполушарных связей»

Чигасова Ирина Анатольевна,

учитель-логопед

МКДОУ детский сад п. Чернореченский

 Искитимского района Новосибирской обл.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Мозг имеет ключевое значение в организме человека. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, регулирование и координацию работы мышц, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление, а также отвечает за восприятие и генерацию речи.

По исследованиям физиологов, левое полушарие головного мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д.

Левое полушарие отвечает за абстрактно – логическое мышление, а правое – за пространственно – образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, ставим цели, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно работает правое полушарие.

Между полушариями расположено мозолистое тело, функция которого заключается в обеспечении координации работы полушарий головного мозга.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием, каждое из которых постигает мир по-своему. Ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Вследствие чего, у ребёнка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональны реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому. Оба полушария начинают работать без связи.

Сензитивный период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга ещё не окончательно сформирована.
Успешность обучения детей зависит от своев­ременного развития межполушарного взаимодействия, так как интегрированное межполушарное взаимодействие явля­ется основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.

Межполушарные связи предопределяют качество восприятия и обработки информации, эмоциональную стабильность, координацию и баланс. Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Мощным средством повышения работоспособности головного мозга, по мнению М.М. Кольцовой, являются систематические упражнения по тренировке движений пальцев.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Таким образом, для повышения силы разума начинать тренировку обеих рук в детстве нужно как можно раньше.

Техника лепки проста и доступна детям даже раннего возраста. Это не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников.

Занимаясь лепкой, ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, осязает её своими руками; у ребёнка развивается наблюдательность, глазомер, пространственное мышление; так же развивается мелкая моторика, а значит и речь. Но самое главное, формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук.

В быту, обычно ак­тивны движения трех пальцев, таких как большой, указательный и средний, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначается как социальная зона руки. Два последних пальца — безымянный и мизинец — находят­ся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обыч­но пассивны. На схеме проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга (гомункулус Пенфильда) ве­личина отображения кисти составляет 1/3 всех двигательных проекций. Так же велика проекция каждого пальца в отдель­ности. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем эффективность развития.

Для развития тонкой моторики, максимально эффективными движениями являются:

— сжатие, растяжение и расслабление кисти;

— изолированные движения каждого из пальцев.

В лепке есть технические приёмы, где задействованы все пальцы рук или большая их часть.

Такой прием как разминание (сминание) – многократное надавливание пальцами на кусок пластилина и перекладывание его из одной руки в другую, позволяет использовать не только движения сжатия, но и растяжения — расслабления, т.е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-раз­гибателей. 

Приём скатывания, раскатывания, скручивания способствует развитию содружественных движений кистей рук и изолированных движений каждого из пальцев, а также разнотипные движения рук, имеющее особое значение. В отли­чие от симметричных и содружественных движений, регу­ляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уров­ня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функ­ционирования головного мозга ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выра­женная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Со­трудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Занятия должны проводиться в доброжелательной обстанов­ке, так как наиболее эффективной является эмоционально при­ятная деятельность ребенка. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результатив­ность занятий зависит от систематической и кропотливой рабо­ты

С каждым днем занятия могут усложняться, объем зада­ний увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.

Разминая кусок пластилина необходимо с ребёнком проговаривать, например:

Пластилин мы разминали

Крепко пальчики сжимали.

Мы сжимали, разжимали,

Свои пальцы развивали.

Работая с пластилином можно решать и коррекционные задачи, такие как автоматизация звуков в слогах, в словах, чистоговорках.

Работая пластилином с речевым сопровождением или прослушиванием классической музыки музыке, у ребёнка не только развивается мелкая моторика, но и активизируются межполушарные связи. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.  «Умелыми» пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.