Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

«Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»

 

Аверина Ольга Владимировна,

учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

 

Эмоциональная жизнь маленького ребенка совсем не  примитивна, как может показаться на первый взгляд, и запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств.

Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего раннего детства, но основная, базовая закладка эмоционального реагирования происходит в первый год жизни. Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения и торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

В первые три года жизни эмоциональные проявления ребенка значительно изменяются, обеспечивая ведущие с точки психологии линии развития. Так в первое полугодие жизни наблюдается четко выраженная социальная направленность эмоций, т.е. эмоции возникают в процессе общения и адресованы человеку. К концу первого года они сопутствуют деловому общению со взрослым по поводу действий с предметами.

У новорожденного ребенка не заложены высшие эмоции, но есть врожденные механизмы, называемые эмоциональными реакциями  (радость, страх, удивление). Они и являются основой эмоциональной сферы человека.

Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное отношение формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательного воздействия. Бесполезно ждать от ребенка доброты, сочувствия, упорства в достижении цели, ощущения прекрасного, стремления к созиданию, а не разрушению, если не развивать эмоциональные стороны личности ребенка. Воспитание эмоций – важное направление педагогической науки.

Первые эмоциональные проявления ребенка  связаны с физиологическими потребностями, в частности с потребностью в еде, питье, температурном комфорте, движениях, в отсутствии болевых ощущений, удобстве положения тела и т.д. Новорожденному свойственны простейшие отрицательные, а затем и положительные эмоциональные реакции. Развитие эмоций всегда происходит по порядку от отрицательного к положительному, от простого к более сложному. Новорожденный ребенок вначале только плачет при физическом дискомфорте, затем плачет при прекращении общения со взрослым, и только после этого появляется способность привлекать и удерживать внимание  взрослого с помощью улыбки, радостных вокализаций.

У маленького ребенка, окруженного вниманием взрослых, развивающегося в нормальных условиях, возникает потребность в общении. А благодаря изначально эмоциональному общению взрослого с ребенком физиологические, эмоциональные реакции преобразуются в эмоции социально значимые и могут возникать в дальнейшем эмоции познавательной направленности. Таким образом, успешность развития, воспитания, обучения во многом зависят от эмоционального контакта ребенка со взрослым, его эмоционального настроя, от меняющегося в процессе деятельности эмоционального состояния.

Общение как деятельность, необходимая для личностного развития, первоначально возникает на основе первых ориентировочных реакций на взрослого (его мимика, голос, движения), которые благодаря их частому эмоциональному контакту прочно закрепляются. Взрослый становиться «значимым» объектом, с которым ребенок начинает эмоционально контактировать.

Отсутствие же контактов с матерью и другими значимыми взрослыми  приводит к задержке эмоционального развития и неблагоприятно влияет на психическое здоровье  ребенка в целом.

Без общения невозможно формирования личности. Под общением с маленьким ребенком всегда подразумевается обоюдная эмоциональная активность. Без участия взрослого на ранних этапах развития даже врожденные механизмы эмоциональных реакций  (мимика, голосовые проявления, движения) не могут стать полноценно значимыми  сигналами для образования важных прижизненно формируемых систем.

Основой познавательных эмоций является реакция на новизну (по И.И. Павлову) или ориентировочный рефлекс. Полноценное психическое развитие зависит от активности ребенка, которая с первых дней его жизни имеет особые черты. Одной из предпосылок развития активности являются ориентировочные действия – первое звено познавательного процесса. Благодаря быстро формирующимся ориентировочным реакциям, ребенок начинает познавать действительность, воспринимать различные изменения в окружающем, обобщать, сравнивать, сопоставлять. Эмоциональное реагирование возникает при восприятии человеческого лица, а немного позже – игрушки. Врожденные ориентировочные реакции в совокупности с эмоциональными реакциями создают основу для образования  социальных приобретений.

Познание мира ребенком с первых дней жизни связано с зарождением в недрах его психики познавательных эмоций. Вначале их трудно отличить от эмоциональных реакций, связанных с физиологическими потребностями: ребенок хнычет, хмурится, улыбается. Но как тогда можно назвать эмоции младенца двух-трех месяцев, когда он радуется, улыбается, гулит при виде знакомой игрушки, начинает хныкать когда ее внезапно убирают с поля зрения? Это и есть проявление первых эмоций в процессе познания.

Итак, человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные и познавательные процессы не развиваются.

Выразительные эмоциональные реакции, посредством которых младенец «сообщает» взрослому о своем состоянии – это первое коммуникативное средство в довербальный период жизни. Новорожденный уже говорит, но не словами, а эмоциональными реакциями. Криком он привлекает внимание взрослых, когда ему неудобно, больно, холодно. Некоторые оттенки покрикивания на самых ранних этапах развития являются показателем того, что малышу наскучило однообразие (игрушка, поза), и он сообщает о своем желании изменить ситуацию.

Уже у новорожденного появляется мимика: можно заметить разницу в выражении лица при ощущении во рту кисловатой и сладкой жидкости. Это врожденная реакция. Позднее ребенок научится подражать мимике взрослых, реагировать на жизненные ситуации, «считывая» и запоминая эмоции, отражающиеся на лицах взрослых.

Наблюдения за мимическими эмоциональными  и двигательными реакциями младенца помогают уловить его настроение , почувствовать , когда он доволен, испуган, раздражен или хочет общаться. Когда ребенок чувствует, что взрослый его понимает, он развивается значительно лучше.

Внимание малышу необходимо с первых дней жизни. Рядом со взрослым он испытывает удовлетворение, радость, чувствует тепло, заботу. Для ребенка полезно, если его берут на руки, особенно когда он находится в спокойном состоянии. Постепенно он понимает, что его положительное эмоциональное состояние подкрепляется эмоционально-тактильным контактом со взрослым и новыми впечатлениями. В следующий раз он просится на руки улыбками, вокализациями, особыми движениями, привлекая таким образом внимание взрослого.

Эти эмоциональные реакции отличаются от крикливых и требовательных вокализаций, но цель одна —  позвать взрослого для помощи и общения.

Основная задача эмоционального воспитания ребенка в первый год жизни – вызвать ответные эмоциональные реакции в процессе общения, побуждать к активности в познании.

Развивающие игры-занятия способствуют возникновению эмоций. Вначале они сопровождают, а потом предвосхищают и подкрепляют действия и побуждают ребенка к дальнейшему общению и познанию окружающего.

Эмоции, стимулирующие развитие, зарождаются и формируются при непосредственном общении ребенка со взрослым, в том числе в играх-занятиях, соответствующих детским возможностям и потребностям.

К шести месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по-разному эмоционально реагирует на взрослых, сердится, обижается на резкий голос взрослого.

К двенадцати месяцам все большую силу приобретают эмоции,  возникающие в результате овладения различными действиями. Меняется содержания общения со взрослым: оно все больше опирается на совместные действия с предметами.

В этот период зарождается чувство любви к матери, сопереживание к другим детям (дружеские отношения).

Многие нервные процессы пока еще остаются несформированными, а темп психического и физического развития довольно высок. В связи с этим  поведение детей, их эмоциональное состояние могут быть изменчивы и неустойчивы. Они становятся капризными и непослушными, тем более, если не развивается их потребность в познании.

Если на первом году жизни ребенок получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, а те делали все  необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года жизни в эмоциональном развитии ребенка происходят значительные изменения: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами (предметно-деловое общение), развивается познавательный интерес.

От года до 1 года и 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, которые имеют определенную длительность и завершающий результат (положительный или отрицательный). Для развития эмоциональной сферы важно овладение такими важнейшими навыками как речь и ходьба.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет  эмоциональная сфера детей еще более обогащается в результате дальнейшего усвоения вышеуказанных навыков, которые позволяют ребенку становиться относительно  более самостоятельным в познании окружающего мира. Развитие эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем, развитием речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.

В конце второго года жизни у детей наблюдаются яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся  в мимике, движениях, оттенках голоса и пр. Важным условием для развития эмоциональной сферы по-прежнему остается общение со взрослыми, которое отныне имеет характер сотрудничества. Благодаря способности подражать, малыш учиться эмоционально адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

На третьем году жизни, от 2 лет 6 месяцев до 3 лет, происходит дальнейшее развитие познавательных потребностей (любознательность) без побуждения взрослых, и эмоции определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других. Появляется эмоциональное предвосхищение (предвидение) некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.

К концу третьего года жизни у ребенка на эмоциональной основе происходит осознание и утверждение себя (понимание собственного «я»), возникает чувство сопереживание, эмпатии, ликования, гордости, а возможно, вины или обиды. Складываются определенные форм поведения: ребенок начинает испытывать удовольствие при восприятии красоты, у него возникает определенное отношение к добрым поступкам.

Каковы условия развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста?

Как уже отмечалось выше, на втором году жизни происходит формирование качественно новых эмоций, изменяется их сила и глубина. Но для этого необходимы определенные усилия взрослых, иначе эмоциональная сфера ребенка останется на первоначальном уровне, что, безусловно, отрицательно скажется на его дальнейшем развитии в целом.

В период бодрствования необходимо организовывать содержательные, занимательные игры. Иначе ребенок будет испытывать чувство скуки, и развитие эмоций затормозится.

В первые месяцы второго года жизни, когда дети особо чувствительно воспринимают все неизвестное, полезно проводить игры, связанные с сюрпризным моментом. Например, игры в прятки, появление из-за ширмы игрушки, Восторг вызывают заводные игрушки: их перемещение в пространстве, звуковое сопровождение.

Учитывая высокую потребность детей второго года жизни в двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры. Имеют значения занятия, на которых формируются самостоятельность, умелость, стимулируется двигательная активность. В результате происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях.

Огромное значение для появления положительных эмоций имеет общение со взрослыми. Это не только обогащает детей новыми знаниями и впечатлениями, но и учит правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаться на различные ситуации.

Пение и музыка также вызывают у детей положительные эмоции, развивают эстетическое восприятие. Известно, что с раннего детства эмоции непосредственно связаны с развитием памяти: чем ярче событие, тем лучше оно запоминается.

Ребенок уже способен переживать свои удачи и неудачи, выполняя или осваивая какие-то действия, но эти эмоциональные проявления по своей направленности, по интенсивности внешнего проявления отличаются от тех, которые связаны с внешними событиями.

Ребенок, сталкиваясь с трудностями (не может усадить куклу так, чтобы она не падала; не может снять крышку от банки), проявляет настойчивость, хотя его действия сопровождаются  отрицательными эмоциями (кряхтит, морщится, похныкивает). В такие моменты ребенка необходимо поддержать, осторожно подсказать правильный способ действия, вызвать желание преодолеть затруднение, а не отказаться от попыток. Важно научить ребенка действиям, которые приведут к желаемому результату, поощрять возникающие положительные эмоции.

Нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно что-то сделать, иначе он, находясь в положении созерцателя, приучается к бездействию.  Задача взрослого на данном этапе – научить ребенка получать удовольствие от собственных самостоятельных действий.

Возникающие эмоции способствуют закреплению полученных навыков, стимулируют познавательный процесс, постепенно перерастают в интеллектуальные эмоции (любознательность, творчество, поисковая деятельность).

Изучение эмоций в деятельности ребенка позволило установить взаимозависимость между эмоциональными реакциями и уровнем овладения способам действия с предметами. При этом эмоциональное состояние ребенка в процессе усвоения нового меняется от отрицательного (при полном отсутствии навыков) к положительному (при удачном выполнении действий).

При первоначальном знакомстве с новым предметом дети в начале используют его в соответствии с имеющимся опытом простейших манипулятивных действий (стучат, размахивают, тянут в рот), что соответствует дофункциональному уровню развития предметных действий. В этот момент следует переключить внимание ребенка на те действия, которыми планируется его научить. Как правило, дети эмоционально положительно реагируют, когда взрослый показывает новые «возможности» игрушки.  Эти реакции следует поощрить, разделив с ребенком радость, это вызовет у него желание в дальнейшем действовать самому.

Первые самостоятельные действия выполняются ребенком сосредоточенно, он целиком «уходит» в  них. При удачном результате улыбается. Но при возникновении затруднений сердится, хмурит брови, кряхтит – всем своим видом выражает неудовольствие. Желание действовать и неумение действовать могут привести к слезам, обращенным ко взрослому как призыв о помощи.

Эмоциональное отношение ребенка к своим действиям играет немаловажную роль. От того, какие эмоции возникают в процессе обучения, какие чувства он испытает от своих успехов и неудач, зависит дальнейшее  развитие малыша.

В некоторых случаях ребенок удовлетворяется промежуточным (с точки зрения взрослых) результатом действий с предметами. Это характерно для детей раннего возраста, не имеющих достаточно прочных знаний и умений и не представляющих, какой можно получить конечный результат.

«Промежуточные успехи» являются для детей тоже результатом, получение которого вызывает яркие положительные эмоции, что стимулирует к продолжению и повторению игры, а это, в свою очередь, приводит к упрочению умения и возникновению новых побуждающих эмоций.

Когда ребенку уже все понятно и доступно, обнаруживаются особые положительные эмоции, которые характеризуются как познавательно-продуктивные. Именно они являются стержневыми в сложном механизме становления предметной деятельности.

Познавательно-продуктивные эмоции – это эмоционально положительное состояние, характеризующееся «поглощением» производимыми действиями, их умелым выполнением, элементами творчества. Внешне оно выражается сосредоточенностью, блеском глаз, улыбками, речью «для себя», в основном спокойным состоянием.

Может показаться, что если ребенок действует с игрушками спокойно, то это занятие его мало интересует. Тогда взрослые начинают его отвлекать, дают новые игрушки, переключают внимание на другие предметы. Малыш откладывает прерванное занятие, начинает играть с новыми игрушками, а если что-то не получается, сердится, отбрасывает их. Постепенно он привыкает к незавершенности начатого дела, к отказу от него при малейшей трудности, так как помнит свои негативные эмоции.

Состояние внешнего спокойствия и сосредоточенности при длительном выполнении действий играет важную роль в развитии и обучении ребенка раннего возраста: он в этот момент испытывает положительные эмоции «внутри себя», которые вселяют в него уверенность, способствуют формированию самостоятельности, приводят в состояние эмоционального благополучия.

Ребенок на втором году жизни способен предвидеть, ожидать некоторый результат, действуя с конкретной игрушкой. Он знает, чего хочет достичь, даже если что-то не получается. Если ожидаемого результата так и не получается добиться, у ребенка возникает состояние неудовлетворенности, что в дальнейшем может вызвать страх и нежелание осваивать что-то новое.

Совсем другие эмоции возникают у детей, добившихся результата. Спокойное, сосредоточенное состояние в процессе умелых действий при получении ожидаемого результата мгновенно сменяется улыбкой, ликованием («Вот») и т.д.

Многие дети сразу при получении результата ломают свою постройку и тут же опять начинают строить, вновь и вновь радуясь тому, что смогли сами это сделать. Они стремятся еще раз испытать приятное чувство, которое только что пережили при получении результата. Роль взрослого при этом трудно переоценить: он постоянно одобрением, радостными эмоциями подкрепляет действия ребенка, поддерживает его.

Условием привлечения внимания ребенка к началу действий с дидактическими игрушками является правильная первоначальная установка. Важно заинтересовать ребенка «свойствами» игрушки, внешним видом, ее секретами. Тогда у ребенка возникает желание действовать вместе со взрослым, подкрепленное прошлым опытом эмоционального общения.

Побуждением к возникновению интереса может стать и наблюдение за действиями взрослого при показе игрушки другим детям. Без эмоциональной установки взрослого, показа, наблюдения за игрой сверстников побуждение действовать с предметами, как правило, не возникает.

Как правило, детям раннего возраста присуще желание заниматься прежде всего с теми предметами и игрушками, действия с которыми вызывали у них положительные эмоциональные реакции.

Потребность к познанию у ребенка связана с эмоциональным отношением взрослого к стремлению детей к «новым открытиям». Именно взрослые учат их новым способам действия: в играх, в общении, в «бытовых» ситуациях. Если этого не происходит, умения ребенка надолго остаются на уровне примитивного манипулирования, запаздывает развития речи, отсутствуют возрастные навыки самообслуживания и т.д.

Нельзя думать, что если ребенка научили действовать с какой-то одной дидактической игрушкой, то он без специальных занятий начнет правильно действовать с другими. Скорее всего, он повторит то, что умел, но сам не сумеет «извлечь» информацию, которая заложена в новой игрушке.

Обратимся к примеру. Детей научили собирать кольца на пирамидки. Тогда на стол, за которым обычно занимались, рядом с пирамидками положили несколько разноцветных кубиков. Обратят дети внимание на новые предметы? Отвлекутся от уже сформированных действий?

Несмотря на то, что сбором колец дети занимались достаточно долго, яркие кубики ни у одного из них не вызвали интереса. Дети предпочитали действовать с пирамидками, и никто не делал попыток начать что-то строить из кубиков. Они стучали ими, разбрасывали, но это не вызывало устойчивого интереса. Дети не имели представления о той радости, которая может возникнуть после самостоятельной постройки «дорожки» для машины, «домика» для куклы.

Поэтому, давая новые игрушки, надо показывать все возможные действия с ними, иначе эти игрушки надолго останутся бесполезными и ненужными.

Для успешного обучения детей действиям необходимо доброжелательное общение взрослого с ребенком, эмоционально положительное состояние детей, их заинтересованность в занятиях, возникновение познавательных эмоций.

Преодоление трудностей в процессе обучения служит для ребенка источником положительных эмоций. То есть положительное эмоциональное состояние возникает не тогда, когда все легко, а чаще после преодоления трудностей. И это ни с чем не сравнимое ощущение не поверхностно, не мимолетно, оно побуждает вновь и вновь познавать новое.

Существуют определенные (сенситивные) возрастные периоды, в которые дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основы эмоций и чувств являются первые три года жизни.

Полноценное эмоциональное развитие происходит не само по себе, а в общении со взрослым, в совместной с ним деятельности.

Неблагоприятный эмоциональный фон в течении дня (капризы, недовольство, частый плач, раздражение или полное безразличие) свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия ребенка, недостатке во внимании взрослых.

Требует внимания и неадекватная смешливость как реакция на все, что происходит вокруг. Это говорит об отсутствии дифференцированного эмоционального отношения.

Своевременное возникновение эмоциональных состояний является важным показателем полноценного развития ребенка.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.