Ознакомление с детской литературой как средство развития речи дошкольников

Перспективное планирование
«Ознакомление с детской литературой как
средство развития речи дошкольников »
для детей старшего дошкольного возраста

Калиниченко Ольга Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 43,
г. Усолье-Сибирское

Сентябрь

Развитие речи
1. Пересказ сказки «Лиса и рак».
Цель: Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса».
2. Рассказ по картине «Кошка с котятами».
Цель: Формировать умение детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; рассказывание о событиях, предшествующих изображенным на картине, придумывать концовку.
3. Рассказывание по скороговорке.
Цель: Воспитывать навыки связной речи, способствовать использованию в речи сложноподчиненных предложений.
4. Составление рассказов на темы стихотворений.
Цель: Развивать способность детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы.
Стихотворение Т. Волжиной «Где, чей дом?»
Экскурсия «Посещение библиотеки». Цель: Познакомить детей с работниками библиотеки, выяснить для чего нужны библиотеки.

Литературные чтения
1. «Крылатый, мохнатый да масляный» (Обр. Карнауховой).
Цель: Воспитывать умение слушать других.
2. «Царевна – лягушка». (Обр. М.Булатова).
3. «Сказка в гости к нам пришла».
4. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».
Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина. Формировать умение внимательно слушать художественное произведение.

Дидактические игры
1. «Подскажи словечко» — Развитие чувства ритма, звукового восприятия, логического мышления.
2. «Подбери нужные слова» — Формировать умение подбирать нужные слова, соответственно заданному вопросу.
3. «на какого сказочного героя ты похож?» — Определение адекватности самооценки.
Пословицы – наизусть
« Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
«Не имя красит человека, а его поступки».
«Там где дружат, живут не тужат».

Октябрь

Развитие речи
1. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Цель: Формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки: подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы).
2. Рассказывание по картине «Ежи».
Цель: Формировать умение детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).
3. Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды» (по произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!…», «Уж небо осенью дышало…»).
Цель: Развивать способность детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух.

Литературные чтения
1. Н.Н .Носов. «Огородники».
Цель: Воспитывать любовь к чтению, развивать чувство юмора.
2. В. Осеева. «Печенье», «Синие листья».
Цель: Развивать умение слушать художественные произведения, воспитывать дружеские отношения.
3. Я. Пинясов. «Хитрый огурчик».
Цель: Развивать интерес к прозаическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, диалогическую речь.
4. В. Голявкин. «Огурцы вокруг колодца».
Цель: Развивать способность чувствовать и понимать характер произведения; взаимосвязь описанного с реальностью.

Дидактические игры
1.«Закончить пословицу» — расширять у детей знания пословиц, уметь продолжить и закончить пословицу, объяснить её значение.
2. «Слова – перевертыши» — Чтение стихотворения «Нофелет» В. Берестова. Формировать умение детей придумывать истории с этими словами.
3. «Назови одним словом» — Формировать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
4. «Только веселые слова» — Вспомнить все веселые слова.
5. «Угадай (герои сказок, которые живут дружно, сообща(«Репка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Крылатый, мохнатый да масляный»).
Пословица: «Учись на добро отвечать добром», «Всякий человек в деле познаётся».

Ноябрь

Развитие речи
1.Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: Формировать умение детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов; учит детей подбирать определения, синонимы и антонимы.
2. Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»).
Цель: Развивать способность эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание.

3. Творческое рассказывание «Почемучки».
Цель: Формировать умение детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами, — вопросами почему, отчего, когда, сколько, что, где; соблюдать интонационную выразительность, знакомить детей со способами словообразования.

Литературные чтения
1. Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка».
Цель: Познакомить детей с творчеством Д. Мамина – Сибиряка. Прививать любовь к живой природе.
2. К. Ушинский. «Слепая лошадь», «Капельки».
Цель: Вызывать интерес к литературному творчеству.
3. В. Зотов. «Рябина, кабан, Заяц – русак».
Цель: Формирование интереса к художественной литературе.
4. Б. Житков. «Что я видел»
Цель: Знакомство с творчеством Б. Житкова. Воспитывать любовь к животным.

Дидактические игры
1. «Скажи наоборот».
Цель: Учить работать с антонимами.
2. «Черное и белое» (добро и зло).
Цель: Учить подбирать слова противоположные по значению (можно по сказкам).
3. «Подскажи словечко».
Цель: Развитие чувства ритма, звукового восприятия, логического мышления.
4. «Добавь словечко».
Цель: Развитие чувства ритма, логического мышления.

Пословицы
«Один за всех, все за одного».
«Испокон века книга растит человека».
«Судят не по словам, а по делам».

Декабрь

Развитие речи
1.Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».
Цель: Активизация детского воображения, подготовка к литературно – словесному творчеству.
2. Пересказ художественного произведения Н. Калинина «Про снежный колобок».
Цель: Формировать умение детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту.
3. Чтение художественных произведений «Любишь кататься, люби и саночки возить» (по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н. Носова «На горке»).
Цель: Способствовать пониманию характеров и образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета.
4. Рассказывание по картине «Речка замерзла».
Цель: Формировать умение детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий.

Литературные чтения
1. С. Есенин. Стихотворение «Пороша».
Цель: Формировать умение слушать поэтические произведения, выражать эмоциональное отношение.
2. Чтение ненецкой сказки в обр. К. Шаврова «Кукушка».
Цель: Познакомить со сказкой, написанной другим народом. Формировать умение обсуждать героев произведения.
3. Е. Чарушин «Медвежонок».
Цель: Познакомить детей с творчеством Е. Чарушина – писатель, художник – оформитель.
4. В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: Вызвать желание у детей сопереживать птицам, которые зимуют у нас.

Дидактические игры
1. «А если бы…» (проблемные ситуации по разным сказкам).
2. «Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять плохие и хорошие черты характера.
3. Речевая зарядка: Какими другими именами можно назвать зиму?

Пословица
«Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Январь

Развитие речи
1. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Лев и собачка».
Цель: Формировать умение детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи; добиваться последовательности в изложении содержания.
2. Рассказывание по картине «Северные олени».
Цель: Формировать умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных (северные олени).
3. Чтение художественных произведений «Жадная душа – без дна ушат» (по произведениям Я. Акима «Жадина», З. Александровой «Подарили нашей Вере»).
Цель: Формировать умение детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать у детей диалогическую речь; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Литературные чтения
1. Н. Никитин «Встреча Зимы».
К. Бальмонт «Снежинка»
Цель: Формировать умение слушать поэтическое произведение, выражать эмоциональное отношение.
2. Л. Толстой «Белка и волк».
Цель: Формировать умение детей выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
3. К. Ушинский «Еж и заяц».
Цель: Знакомство с творчеством писателя. Развивать речь, побуждать детей высказывать свои мысли.
4. Н. Павлова «Кто что успел», «Путешествие капелек с воздухом».
Цель: Формировать умение слушать текст, отвечать на поставленные вопросы. Работать над связной речью.

Дидактические игры
1.Игра с мячом.
Цель: Научить подбирать рифму к заданному слову.
2. «Назови одним словом».
Цель: Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
3. «Черное и белое» (добро и зло).
Пословицы
«Дружба не гриб, в лесу не найдешь».
«Он и мухи не обидит».

Февраль

Развитие речи
1. Пересказ сказки «Петух да собака».
Цель: Формировать умение детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
2. Чтение художественных произведений «Маленькое дело лучше большого безделья» (по произведениям Д. Лукича «Четыре девочки», В. Зайцева «Я одеться сам могу», Б. Заходера «Переплетчица», Ю. Гарей «Колыбельная»).
Цель: Развивать способность детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значение образных выражений; связывать идею произведения со значением пословицы.
3.Рассказывание по серии картинок – иллюстраций детских книг «Детский книжный магазин».
Цель: Вызвать интерес к сказочному жанру; формировать умение узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям; опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки, активизировать речь, обогащать словарный запас.

Литературные чтения
1. Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».
Цель: Формировать умение детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, отвечать на вопросы.
2. Е. Трутнева «Морозный ветер».
Цель: Развивать способность детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов.
3. В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: Формировать умение слушать текст, отвечать на поставленные вопросы. Работать над связной речью.
4. С. Есенин «Белая береза».
Цель: Найти образные слова о березе; приучать детей к художественному слову.

Дидактические игры
1. «Какими другими словами можно назвать зиму».
Цель: Формировать умение подбирать слова, похожие по смыслу (синонимы).
2. Словесная игра «Положи свое слово в шкатулку».
Цель: Вызвать желание у детей употреблять волшебные слова в различных ситуациях.
3. Словесная игра «Найди рифму».
Цель: Формировать умение понимать роль слов в стихах, постепенно переходить к сочинению полной стихотворной строки.
Пословица
День хвалится вечером.

Март

Развитие речи
1. Творческое рассказывание «Сочиняем стихи»
Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас.
2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Цель: Формировать умение детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.
3. Рассказывание по картине «лошадь с жеребенком».
Цель: Формировать умение детей составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины.
4. Чтение художественных произведений «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е. Благининой «посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»).
Цель: Способствовать умению детей принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере сил.

Литературные чтения
1.Л.Толстой «Косточка».
Цель: Формировать умение выделять главное из маленького произведения. Объяснить, что лучше сказать правду, чем солгать.
2. Н. Носов «Живая шляпа».
Цель: Продолжить знакомить детей с творчеством писателя. Учить понимать юмористическое произведение.
3. А. Плещеев «Уж тает снег…»
Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру, обогащать словарный запас.

Дидактические игры
1. Словесная игра «Угадай по описанию»
Цель: Развитие слухового внимания и памяти.
2. «Добавь словечко» (по сказке).
Цель: Развитие речи, логического мышления, находчивости и сообразительности ребенка.
3. «А если бы…» (проблемная ситуация по разным сказкам).
4. «Назови одним словом».
Цель: Развитие умения обобщать объекты, выделять главное в них.

Пословица
Пчела мала, а и та работает.

Апрель

Развитие речи
1. Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей».
Цель: Формировать умение самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.
2. Чтение художественных произведений «Не жалей минутки для веселой шутки» (по произведениям В. Берестова «Дракон», И Пивоваровой «Вот бы…», А. Смоленцева «Емелина неделя», Д. Хармса «Веселый старичок»).
Цель: Развивать способность понимать характерные оттенки в стихотворениях; создать радостное, веселое настроение; прививать любовь к стихотворному творчеству; закреплять умение подбирать рифму.
3. Придумывание сказки на тему «Приключения зайца».
Цель: Формировать умение детей придумывать сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Литературные чтения
1.Х.К.Андерсен «Дюймовочка».
Цель: Познакомить с творчеством писателя. Учить дружбе и взаимовыручке.
2. С. Городецкого «Весенняя песенка»
Цель: Развивать способность передавать характер произведения. Продолжить знакомство с произведениями воспевающие времена года.
3. В. Осеева «Синие листья».
Цель: Развивать слуховое внимание; обогащать словарный запас; обсуждать человеческие качества – жадность.
4. Н. Носов «Огурцы».
Цель: воспитывать уважение к работникам села.

Дидактические игры
1. «Играем в слова — ассоциации».
Цель: Формировать умение подбирать пару к названному слову, развивать мышление, творческие способности, речь.
2. «Отгадывание небылиц».
Цель: Развивать способность мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
Пословица
Скажешь курице – она всей улице.

Май

Развитие речи
1.Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».
Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).
2. Рассказывание по картине «Зайцы»
Цель: Способствовать самостоятельному составлению рассказа по картине, используя план предложенный воспитателем, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.
3. Чтение художественных произведений «Старый друг лучше новых двух» (по произведениям В. Драгунского «друг детства» и А. Барто «Игрушки»).
Цель: Развивать способность чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог.

Литературные чтения
1.Стихотворения А. Фет «Бабочка»,
А. Барто «Веревочка».
Цель: Формировать умение чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью.
2. А. Волков «Волшебник изумрудного города» (главы).
Цель: Чтение глав из произведения А. Волкова, обсуждение прочитанного.
3.Р.Н.С. «У страха глаза велики».
Цель: Формировать умение понимать эмоционально – образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики».

Дидактические игры
1. «Упала книга с полки и перепутались все сказки, все герои»
Цель: Закрепить знания о сказках.
2. Речевая зарядка: « Какими другими словами можно назвать весну?»
Цель: Закрепить знания детей о времени года.
Пословица
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.