Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой

Из опыта работы
«Воспитание нравственно-патриотических чувств
у дошкольников
через ознакомление с родной природой»

Савинская Екатерина Федоровна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск

Нравственно-патриотическое воспитание детей — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Исходя из этого, моя работа по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой» включает целый ряд задач:
— воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, поселку, к родному краю;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитанию чувства уважения к труду;
— расширение представлений о России;
— знакомство с символами республики, государства.

Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.

Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом — значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Вначале детей учила сопереживать героям произведений. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки. С раннего возраста стараюсь вызвать эмоциональный отклик на действия героев произведений, желание помочь, сделать хорошее для кого-то. Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями («Осенины», «Калядки» и др.).

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомила с взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Старалась донести до ребенка, что все они делают так , чтобы наш город становился красивее, чтобы людям в них жилось лучше. Проводя экскурсии по улицам, я знакомила с достопримечательностями города, названиями улиц. Старалась вызвать у детей гордость за героев-земляков в честь которых названы улицы. На разных этапах этой работы мною проводились выставки рисунков детей « Улица, где я живу».

В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Девизом нашей группы стали слова «Родитель в группе не гость, а полноправный член коллектива». Участие родителей в экскурсиях, составлении альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставило глубже сопереживать, любить свою Родину.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети знают об истории возникновения города, его достопримечательностях; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, называют города, знаменитых людей города.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.