Формирование патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе

Из опыта работы

«Формирование патриотических чувств дошкольников

в процессе приобщения к художественной литературе»

 

Сургай Ярослава Валентиновна,

 воспитатель МБДОУ №38,

г. Заполярный Мурманской обл.

 

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. С восхищением того, что видит ребенок, с изумлением, восторга, что вызывает отклик в его душе. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая устное народное творчество.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У ребенка  развивается память, внимание, речь.

Актуальность этой проблемы. Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество ребенок  не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней.

В наше время все это приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа..

Цель: приобщение  детей 2-3 лет к красоте родного слова, фольклора.

В связи с этим целью моей работы являлось: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаю следующие задачи:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в беседах.

В своей работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.

Один из видов фольклора, используемый в моей работе – это сказка и потешки.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся  потешки: несложное содержание, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки оказывают мне неоценимую помощь.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей  Родины. И Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарный словарь.

По итогу своей работы составила картотеку пословиц о Родине.

Картотека «Пословицы о Родине»

Средняя группа:

Цель: Формировать представление о Родине. Закрепить знания детей о нашей стране Россия. Воспитывать основы национального самосознания, чувство гордости, уважения и любви к родному краю.

1.Человек без Родины — соловей без песни.

2.Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.

3.Родина — мать, умей за неё постоять.

4.Всякому мила своя сторона.

5.Всяк кулик своё болото хвалит.

6.Сам погибай, а Родину защищай.

7.На чужой стороне и весна не красна.

8.Будь не только сыном своего отца, но и своего народа.

Старшая группа:

 

Цель: углублять и уточнять представления о Родине — России. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

  1. На чужой сторонушке рад любой воронушке.
  2. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
  3. Кто родине изменяет, того народ презирает.
  4. Своя земля и в горсти мила.
  5. Чужбина – калина, родина – малина.
  6. Матушка-Волга и широка, и долга.
  7. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  8. Нет земли краше, чем Родина наша.
  9. Москва от глаз далека, да сердцу близка.
  10. Родина поучает, Родина и выручает.
  11. За край родной иди бесстрашно в бой.
  12. Жить – Родине служить.
  13. На чужой стороне и летом холодно.
  14. Одна у человека мать, одна и Родина.
  15. Береги землю любимую, как мать родимую.
  16. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  17. Родина – мать, умей за нее постоять.
  18. За край родной иди бесстрашно в бой.

Подготовительная группа:

Цель:  Формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране. Закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне России. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.

1.Человек без Родины что соловей без песни.

2.Нет в мире краше Родины нашей

3.Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

4.Тот герой кто за Родину горой.

5. Жить — Родине служить.

6.Если дружба велика, будет Родина крепка.

7.Родина поучает – Родина выручает.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.