Из опыта работы
«Формирование патриотических чувств дошкольников
в процессе приобщения к художественной литературе»
Сургай Ярослава Валентиновна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. С восхищением того, что видит ребенок, с изумлением, восторга, что вызывает отклик в его душе. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая устное народное творчество.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У ребенка развивается память, внимание, речь.
Актуальность этой проблемы. Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Поэтому через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней.
В наше время все это приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа..
Цель: приобщение детей 2-3 лет к красоте родного слова, фольклора.
В связи с этим целью моей работы являлось: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
В процессе работы над темой решаю следующие задачи:
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству
- Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в беседах.
В своей работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.
Один из видов фольклора, используемый в моей работе – это сказка и потешки.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся потешки: несложное содержание, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки оказывают мне неоценимую помощь.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. И Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарный словарь.
По итогу своей работы составила картотеку пословиц о Родине.
Картотека «Пословицы о Родине»
Средняя группа:
Цель: Формировать представление о Родине. Закрепить знания детей о нашей стране Россия. Воспитывать основы национального самосознания, чувство гордости, уважения и любви к родному краю.
1.Человек без Родины — соловей без песни.
2.Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
3.Родина — мать, умей за неё постоять.
4.Всякому мила своя сторона.
5.Всяк кулик своё болото хвалит.
6.Сам погибай, а Родину защищай.
7.На чужой стороне и весна не красна.
8.Будь не только сыном своего отца, но и своего народа.
Старшая группа:
Цель: углублять и уточнять представления о Родине — России. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
- На чужой сторонушке рад любой воронушке.
- Кто за Родину горой – тот истинный герой.
- Кто родине изменяет, того народ презирает.
- Своя земля и в горсти мила.
- Чужбина – калина, родина – малина.
- Матушка-Волга и широка, и долга.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Москва от глаз далека, да сердцу близка.
- Родина поучает, Родина и выручает.
- За край родной иди бесстрашно в бой.
- Жить – Родине служить.
- На чужой стороне и летом холодно.
- Одна у человека мать, одна и Родина.
- Береги землю любимую, как мать родимую.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- За край родной иди бесстрашно в бой.
Подготовительная группа:
Цель: Формировать у детей представление о России, воспитывать чувство любви к своей родной стране. Закрепить знания детей о флаге, гербе, гимне России. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.
1.Человек без Родины что соловей без песни.
2.Нет в мире краше Родины нашей
3.Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
4.Тот герой кто за Родину горой.
5. Жить — Родине служить.
6.Если дружба велика, будет Родина крепка.
7.Родина поучает – Родина выручает.