Из опыта работы
«Нравственное воспитание дошкольников
средствами художественной литературы»
Григорьева Елена Ивановна,
воспитатель МАДОУ № 49,
г. Нижний Тагил
Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода, старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. С введением ФГОС ДО изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с дошкольниками. Сегодня педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника.
Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности и воспитания эмпатии занимает значительное место в научных исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, И.М. Юсупова, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова, Л.П. Стрелкова, А.Д.Кошелева, А.Э. Штейнмец и др.
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет чтение художественной литературы.
По словам Б.М. Теплова, искусство слова захватывает различные стороны психики человека: воображение, восприятие, чувство, волю, развивает его сознание и самосознание формирует его мировоззрение. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильней переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание.
Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео – компьютерная) ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем понижать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения восприятия, коммуникативных навыков, познавательных способностей.
Принимая во внимание актуальность имеющейся проблемы, мною была определенна тема исследования: «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».
Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу и передовой опыт по направлению работы;
- определить основные методы и формы работы с дошкольниками по нравственном воспитанию;
- спроектировать систему работу со всеми участниками образовательных отношений;
- обеспечить построение предметно-развивающей среды, направленной на нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство нравственное воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: художественная литература будет способствовать нравственному воспитанию дошкольников при следующих условиях:
- художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и включена в программу по нравственному воспитанию детей;
- совместное участие в данном процессе всех участников образовательных отношений;
- внесение элементов художественной литературы в различные виды детской деятельности.
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребёнка. Они в яркой, эмоционально-насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – всё это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным. И находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.
Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка — добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.Носова), и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К.Чуковского). старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского.
Я создала условия для усвоения во всех возрастных группах положительного опыта, приобретённого на основе прочтения подобранных по определенной тематике книг, также подобрала конкретные формы и методы, направленные на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства:
1) Выставки книг (уголок книг, создание библиотеки в группе). В младшем дошкольном возрасте «Народные детские песенки стран мира», «Народная сказка», «Книжки – игрушки», «Книжки – вырубка», «Книжка – панорама с движущимися фигурками». В старшем дошкольном возрасте – выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, любимых детьми «Доктор Айболит», «Красная Шапочка». А также выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, отдельным жанром
В книжном уголке помещаю, помимо книг, портреты писателей, иллюстраторов детской книги, разнообразные иллюстрации: «Уроки вежливости»; «Уроки доброты», «Права ребёнка». А также рисунки детей: «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой». По материалам книжного уголка провела викторины «Мудрость народа», «Сказочная ярмарка».
2) Следующая форма: творческие занятия. Мною был разработан и реализован цикл творческих занятий по ознакомлению детей с художественной литературой. Также проводила игры – на звукоподражание, стихотворения – перевёртыши, небылицы, задания «угадай героя», «Нарисуй то, что тебе понравилось».
3) Инсценирование – эту форму работы применяла на занятии и вне занятия, она является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением. Повторное чтение знакомого произведения сопровождала действиями с игрушками «Маша и медведь»; кукольный театр и теневой «Колобок», «Варежка», «Репка», «Теремок»; настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», а также передвижение фигурок на фланелеграфе, иногда демонстрируются мультфильмы, кинофильмы, телепередачи.
4) Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми с самостоятельным разучиванием роли. Я использовала виды инсценировок: игра – драматизация на занятии, кукольный в полном исполнении детьми, театрализованное выступление детей. Показали с детьми участниками образовательных отношений литературно–музыкальную композиции: «Как пчёлка лес спасала», «Колобок на новый лад».
5) Для улучшения знания произведения и укрепления нравственных представлений проводила:
— выставки кукольной одежды для персонажей сказки;
— занятие – игра в библиотеку.
На формирование нравственных качеств, позволяющих лучше чувствовать других, сочувствовать и переживать: «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Подарки». На повышение уверенности в себе: «Пошли письмо», «Я и другие». На преодоление агрессии: «Концерт в зоопарке», «Корабли». Направленные на сплочение детей: «Два зеркала», «Звуковая дорожка», «Лунный камень». Рисуночные игры: «Рисуем маму из..», «Читаем и рисуем сказки», которые развивают чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, общаться.
6) В моей группе созданы свои традиции: «Утро радостных встреч», что способствует эмоциональному настроению детей. «Театрализованная пятница», «Литературная гостиная», конкурсы чтецов, посещение театрализованных представлений, посещение музеев города, библиотеки.
Работа с семьёй по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:
— установление единства в воспитании детей;
— педагогическое просвещение родителей;
— изучение передового опыта семейного воспитания;
— ознакомление родителей с жизнью и работой группы.
Для родителей провела родительские собрания «Особенности восприятия художественной литературы у дошкольников», «Азы нравственности». Консультации: «Родителям о воспитании», «Круг детского чтения. Принципы его формирования». Беседы «Растим любознательных», «Как надо растить ребёнка».
Привлекаю родителей к мероприятиям способствующих совместной деятельности детей и взрослых:
— выставки совместных родных «Дары осени», «Мой гербарий», «Новогодние игрушки»;
— составление альбомов «Моя семья», «Герб семьи», «Моя родословная», «Как я провёл лето».
Для родителей оформляю информационные стенды с такими разделами: «Слово для родителей», «Народная мудрость», «Повторение – мать учение», фотомонтажи, папки – передвижки.
Для повышения компетенции педагогов детского сада по вопросам нравственного развития дошкольников проводила: консультации — «Роль воспитателя в организации работы по приобщению детей к чтению», «Влияние художественной литературы на нравственное развитие ребёнка, семинары «Посеять в детские души доброту», «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников».
Достижением моих воспитанников считаю участие в различных конкурсах муниципального и всероссийского уровня, где неоднократно дети становились призёрами. Всю работу проводила с применением информационно – коммуникационных технологий.
Использовала интернет-ресурсы для обмена опытом с коллегами. Применяла технические средства воспитания (музыкальный центр, аудио-видео записи), позволяющие расширить диапазон информационных, выразительных, художественных возможностей образовательной деятельности детей.
Таким образом, запланированная работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста оказалась результативной, а задачи и выбранные пути к их реализации определены правильно.
Об итогах работы с детьми говорят следующие результаты: у детей развиты представления об основных нравственных категориях (честность, щедрость, смелость). Они умеют обосновывать выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать. Уровень осознания детьми нравственных норм и предложений ежегодно повышается на 5 – 7%. В группе отсутствуют дети с доступным уровнем отношения к моральным нормам и ценностям. Возросло количество детей, способных управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных предложений, с 20% в 2010 году до 55% в 2013 году. Использовали методику Ю.А. Афонькиной.
Дошкольники стали более дружелюбны как по отношению к сверстнику, так и к окружающему миру, отзывчивы к просьбам и поручениям взрослого и товарищей. Семьи воспитанников стали более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского сада и группы (уровень заинтересованности родителей вырос до 40%), изменились семейные приоритеты и ценности – с интеллектуального развития ребёнка на процессе нравственного воспитания и развития дошкольников.
Театральная деятельность является источником развитием чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать, разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщила ребёнка к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его чувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестами, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Поэтому на следующий межаттестационный период мною была выбрано следующее направление «Художественная литература как средство развития театрализованной деятельности».
Цель работы: спроектировать систему работы на межаттестационный период со всеми участниками образовательных отношений по развитию театрализированной деятельности средствами художественной литературы.
Для решения поставленной цели определила задачи:
1) Формировать устойчивый интерес дошкольников к литературе, как одному из средств, для развития театрализированной деятельности.
2) Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного воспитания дошкольников.
3) Обогащать опыт родителей умением организовывать эмоционально – насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье.