Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Консультация

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

 

Савинская Екатерина Федоровна,

воспитатель МБДОУ № 136,

 г. Мурманск

Как часто мы получаем информацию  из средств  массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты?  Не потому ли, что,  возможно, уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному  воспитанию  тем  малышам, которые в данный момент представляют  молодое поколение нашей страны.

  Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –  все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше подходит к  данному вопросу. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
Духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольным учреждениям  в этой области воспитания  необходимо решать следующие задачи:

1. Воспитание нравственных и эстетических чувств.

2. Формирование базисных основ личности.

3. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

— к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

— к культурному наследию своего народа;

— к природе родного края.

4. Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

5. Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

 Поставленные задачи могут реализоваться через следующие формы образовательного процесса:

  1. Непосредственная образовательная деятельность;
  2. Педагогических проекты;
  3. Мастер-классы;
  4. Творческие объединения педагогов;
  5. Кружковая деятельность;
  6. Досуги, развлечения;
  7. Экскурсии;
  8. Конкурсы, выставки

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности,  педагогами дошкольных учреждений   планируется разнообразная  работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям,  педагогам.  Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.