Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Из опыта работы

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

 

Зубехина Анна Евгеньевна,

Крюкова Тамара Александровна,

 воспитатели МБОУ СОШ № 165, дошкольное отделение,

г. Новосибирск

 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Василий Александрович Сухомлинский

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей,  но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. 

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

  • Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
    — воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

— воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;

—  знакомство с людьми, прославившими Россию;

— воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

  • Ознакомление с явлениями общественной жизни:
    — воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

— бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
— воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

— знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

— знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

  • Ознакомление с природой:
    — воспитание любви к природе родного края;
    — воспитание бережного отношения к родной природе;
    — воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 

Формы работы по патриотическому воспитанию:

— создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

— тематические занятия;

— проектная деятельность;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

Работа по патриотическому воспитанию в нашем ДО:

1

 

2

 

4

 

3

 

 

 

5

6

 

 

.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.