Понаблюдайте за своим ребенком в игре. Какой он?
У него повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Он охотно принимает любые предложения, включается в любую деятельность, подвижен и эмоционален, но очень быстро теряет интерес. Малышу трудно долгое время заниматься одним делом, соблюдать правила игры, он постоянно отвлекается и не слышит взрослого.
Таких детей называют импульсивными.
Но если он чрезвычайно спокоен, не нарушает дисциплины, покорно выполняет все поручения, не проявляет интереса к играм, то такого ребенка можно назвать пассивным.
Излишнюю импульсивность или ярко выраженную пассивность в поведении ребенка родителям необходимо педагогически корректировать.
Как это сделать?
Импульсивного ребенка нужно вовлечь в игру, выделить и сделать привлекательными ее правила. Ребенок должен захотеть «действовать правильно». Правильный способ действия должен стать важнее, чем непосредственная ситуативная активность. Очень полезны обсуждения их действий. Взрослый задает вопросы о правилах игры и о тех нарушениях, которые заметил ребенок у себя или у других детей. Беседа должна носить живой, непосредственный характер. В процессе такой беседы происходит совместное осознание ситуации, правил действия в ней и собственных действий ребенка.
Кроме того, для импульсивных детей эффективным оказывается введение дополнительной мотивации: например, «если не будешь нарушать правила, дам тебе медаль или назначу своим помощником» и т.д.
К пассивным детям есть свой педагогический подход. Для развития интереса к окружающему и желания действовать самостоятельно нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он почувствовал свои возможности. В качестве примера можно привести работу с ножницами (вырезание ровных полосок бумаги).
Главная задача родителей состоит не в том, чтобы научить резать полоски из бумаги, а в том, чтобы вызвать желание ребенка заниматься этим делом. Важно обыграть эту деятельность, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными: радоваться, когда совпадают углы листа, удивляться, что листок стал меньше, или он распался на четыре части, восхищаться полученными полосками. Т.е., стремиться увлечь ребенка.
Существует множество других способов, когда можно мотивировать ребенка в процессе деятельности (кубики, конструкторы, лепка, рисование, поделки из природного материала). Во всех случаях интерес к любому действию и чувство своей самостоятельности формируются у ребенка.
Успешность в конкретной деятельности отражается на поведении ребенка и за пределами игры. Он становится более самостоятельным и эмоциональным.