Познавательный проект
«Полярная ночь»
Разработали:
Кириллова Лидия Ивановна,
Виноградова Елена Сергеевна,
воспитатели МБДОУ № 61
г. Апатиты Мурманской обл.
Пояснительная записка
Второго декабря на широте Мурманской области начнется Полярная ночь. Она длится 40 дней и ночей, до 11 января. Все это время солнце не будет выходить за линию горизонта.
Пик полярной ночи в Апатитах придется на период с 15 по 28 декабря. В это время световой день, который будет представлять собой сумерки, составит не более пяти с половиной часов. По окончанию полярной ночи солнечный диск будет постепенно выходить за линию горизонта и поэтому полностью он появится к концу января.
Как считают специалисты – медики, полярная ночь оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье людей, особенно детей: она ослабляет иммунитет, в это период даже организм взрослого человека подвержен большой утомляемости, требуется больше времени на сон, к тому же у человека снижается зрение, возрастает число депрессивных состояний.
Поэтому организованная своевременная работа по сохранение и укрепление детского организма в период полярной ночи в общей системе профилактических развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует нового решения:
— использование гибкого режима;
— правильного рационального питания;
— дополнительная витаминизация;
— создания условий для закаливания;
— соблюдение оптимального двигательного режима;
— обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.
Проблему профилактики неблагоприятного влияния Полярной ночи на физическое и психическое здоровье детей необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно -развивающей среды.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: организация благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в период Полярной ночи на Севере.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем введения дополнительных мер профилактики в физкультурно – оздоровительную среду.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- подготовка ребенка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание положительных черт характера.
Оздоровительные мероприятия с воспитанниками:
- Специально организованная деятельность:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая и т.д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные)
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
закаливающие мероприятия
- чесночно-луковая ингаляция
- рациональное питание
- психологическая поддержка
- Совместная деятельность с детьми
Индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
- Самостоятельная деятельность детей
В спортивном уголке, на спортплощадке
- Интеграция с другими образовательными областями
Художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
- Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы
Совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки), организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по охране и укреплению здоровья детей в период полярной ночи, анкетирование.
Посмотреть или скачать проект «Проект Полярная ночь»