Информационно-познавательный проект
«Моя семья»
Петровичева Любовь Сергеевна,
воспитатель МДОУ Волжский детский сад ОВ
п. Волга Некоузского района Ярославской обл.
Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации проекта: ноябрь — январь.
Участники проекта: дети 1 мл. группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье, её значении в жизни человека.
Задачи:
- Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи.
- Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
- Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.
- Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
- Установить партнёрские отношения с семьями каждого ребёнка.
Актуальность
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали , всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Ожидаемый результат:
— владеть понятием «семья»;
— иметь представление о родственных отношениях;
— уметь организовывать сюжетно — ролевые и дидактические игры, на основе имеющихся знаний о семье;
— определять свою гендерную принадлежность.
Этапы реализации проекта:
1этап: подготовительный
- Опрос детей на тему «Что я должен знать о своей семье?»
- Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал. Художественную литературу по теме «Семья».
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
2 этап: выполнение проекта
— Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома».
— Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
— Подбор фотографий на тему «Моя семья».
— Выставка творчества родителей «Моя семья».
— Рассматривание семейных фотоальбомов.
— Пословицы и поговорки о семье.
— Чтение художественной литературы.
— Чтение рассказов: «Петушок с семьёй». Стихи: С. Чёрный «Когда никого нет дома», А. Майков «Внучка», Е. Благинина «Посидим в тишине». Сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка», «Репка», «Колобок».
— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери».
— Строительные игры «Мебель для дома».
— Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
— Книжный уголок: предметные картинки, художественная литература по теме «Семья».
— Центр сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница».
Самостоятельная деятельность детей:
— рассматривание картинок «Семья за праздничным столом», «Дети вручают маме и бабушке цветы», ситуации положительных эмоциональных состояний — радости, улыбок, взаимного внимания.
В игровом уголке — создание с помощью кукол ситуации семейного праздника.
Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало), «Разложи по порядку» (Фигуры человека с учётом возрастных изменений).
Практические ситуации помощи «Научи сестрёнку делать фигурки из песка», «Покажи братику, как построить гараж из конструктора».
3 этап: заключительный:
Итоги работы с детьми:
- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья».
- Мини-выставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
- Праздник «Мамин день».
Итоги проекта с педагогами:
- Создание методической библиотеки.
- Планирование по данной теме.
Итоги работы проекта с родителями:
- Анкетирование «Я и моя семья».
- Коллаж «Я и моя семья».
- Праздник, посвящённый Дню Матери.
- Консультация: «Мам, папа, я — счастливая семья».
- Выставка поделок «Мамы разные нужны…..»