Сценарий спортивно-экологического развлечения
«Праздник с Кузей»
для детей средней или старшей групп
Новикова Елизавета Юрьевна,
воспитатель МДОУ № 24,
п. Верхнетуломский Мурманской обл.
Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру и спортивным играм.
Задачи:
Образовательные: закреплять экологические знания, связанные с жизнедеятельностью животного мира в зимний период и свойствами снега, воды, льда; развивать интерес к окружающему миру, обогащать игровой опыт детей, актуализировать знания детей по теме «Зима». Формировать желание наблюдать за живой и неживой природой. обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Жизнь животных зимой», «Праздники», «Свойства снега, воды и льда».
Развивающие: развивать крупную моторику рук и ног, координацию движений, ловкость, быстроту, логическое мышление, связную речь,
Воспитательные: воспитывать терпение, дружеские отношения, желание принимать участие в подвижных играх, заботливое отношение к миру растений и животных.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: проведение НОД по ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление с природой» первое полугодие (программа «От рождения до школы»).
Средства реализации: кегли, мячи малые гимнастические палки, сосульки бумажные, снежки из ткани — по количеству детей, ложки деревянные, ёлочки, стульчик, кормушки, воздушные шары или мячи средние, верёвки – по 2 штуки, тазик со снегом, тазик с водой, тазик со льдом, запись голосов зимующих птиц, гостинцы от Кузи.
Ход мероприятия:
Воспитатель приветствует детей в зале и предлагает им вспомнить, какое сейчас время года, какие праздники недавно отмечали.
После ответа детей звучит музыка.
В зал влетает на метле Домовенок Кузя: Всем привет, здравствуйте!
Воспитатель: Кузя, каким ветром тебя сюда занесло? И где ты взял метлу?
Кузя: Да не пугайтесь вы. (Обращается к детям) Я сам боюсь… Метлу я одолжил у Бабы Яги – покататься. Я что прилетел-то: Новый год встретили? (Да) Повеселились с Дедом Морозом? (Да). Праздники папочек и мамочек отпраздновали? Даже весну встретили? А про меня-то совсем позабыли-ли-ли…, меня совсем позабросили-ли-ли-ли…А мне-то в лесу скучно-о-о-о, одиноко-о-о-о(воет). Хочу чтобы вы тоже со мной повеселились! Согласны? (Да!).
Воспитатель: Кузя, а ты нас не обманешь.
Кузя: Да вы что… Я самый честный в мире человек , правда люблю немножко сказки посочинять… Так что внимательными будьте, смышлёнее. А кто оробеет или не поспеет — того я утащу в лес и мы с Бабой Ягой его съедим! Да шучу я — не сразу съедим, потом…
Воспитатель: Ну, что начнём?
Кузя: Только вы сначала, ребята, мою загадку отгадайте:
Ночка зимняя светла.
Бабушка Яга в полёте.
Ей не нужно самолёта.
Для полёта есть
Дети. Метла.
Кузя. Верно! На две команды делитесь, да на мётлы садитесь.
1.Детям раздаются гимнастические палки, они садятся на них верхом и по очереди, каждый игрок от команды оббегает впереди стоящие ёлочки. Чья команда быстрее, тот и выиграл
Кузя: Молодцы! А из чего делают метлу?
Дети: Из веток деревьев (берёзы, например)
Кузя: Вот бы срубить все деревья, да наделать метёлок побольше! Вот полетаем! Да?!
Воспитатель: Да ты что, Баба Яга! Разве можно так с деревьями поступать, ребята?
Кузя: Это почему же нельзя?
Дети: Нет. Нельзя вырубать все деревья.(дети рассуждают: они нам воздух чистым делают; а где животные будут жить, птички? И тд.)
Кузя: (чешет затылок). Ну, ладно! Птички мне нужны, дышать я пока тоже хочу… Не будем все деревья рубить и вам не советую.
Давайте дальше загадки отгадывать:
Мы из снега их слепили (замахивается)
В Дед Мороза угодили (хихикает)
Дети: Снежки!
Кузя: Правильно! А я ещё их кушать люблю. Снежки такие вкусные, холодненькие, полезные…
Воспитатель: Кузя, ну ты даёшь! Неужели ты не знаешь, как это опасно — есть снег?! Помогите, ребята, научите его уму разуму.
Дети рассказывают о том, что снег есть нельзя (он грязный, можно простудиться).
Кузя: Ой, не буду больше снег есть! Зато я знаю, что с ним нужно делать. В снежки играть! Только не знаю, получится ли у меня сегодня снежки слепить или нет? У меня вот волшебные снежки есть, они всегда получаются. Поиграем?
2. Командам раздаются снежки и кто больше собьёт кеглей, та команда и выиграла.
Кузя: Здорово покидали, пусть и не все попали!
А теперь опять моя загадка:
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
Дети: Сосулька!
Кузя: Вы ведь все любите сосульки кушать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кузя, опять ты наших детей с толку сбиваешь, лёд есть заставляешь.
Кузя: Вот ещё! Просто я иногда слышу, как дети кричат «Мама сосульки хочу! Они такие вкусные!»
Воспитатель: Дети, расскажите Кузе, какие вы сосульки у мам спрашиваете.
Дети: Сладкие, которые в магазине продаются.
Кузя: А эти откуда же берутся?
Воспитатель: Сейчас , мы тебе всё покажем и расскажем.
Воспитатель показывает картинки с изображением воды, снега, сосулек. Дети рассказывают, как снег превращается в лёд (можно использовать электронную доску)
Кузя: Как хорошо вы всё знаете! А вот сможете ли вы мои сосульки развесить?
Воспитатель: Мы постараемся правда, ребята?! (Да)
3.Каждый игрок команды по очереди добегает до стульчика, где лежат сосульки, берёт по одной и вешает на верёвочку. Чья команда быстрее развесит, та и выиграет.
Кузя: Опять справились! А вот эту загадку сможете отгадать?
Мягкий, бурый, грозный зверь
Ты не тронь его, поверь
Он не глупый шалунишка
Этот зверь, конечно…
Дети: Мишка. Медведь.
Кузя: Медведь, конечно! Только вот я не пойму: хожу по зимнему лесу, над лесом летаю, а медведя нигде не наблюдаю. Вымерли что ли они все, как мамонты?
Воспитатель: Кузя, что за ерунда! Ребята, почему в лесу зимой медведя не видно?
Ответы детей (он зимой спит в берлоге, ждёт весну и т.д.)
Воспитатель: Кузя, а теперь ты в нашу игру поиграй «Мишка косолапый»
4.Ребёнок зажимает между ног воздушный шар или средний мяч и переваливаясь, как медведь доходит до ориентира, обходит его и возвращается к команде, передаёт шар следующему игроку команды. Чья команда быстрее всё сделает, та и победила.
Кузя: Ну, ладно, спит медведь, пущай его спит и ничего не слышит. А я вот иду сегодня по весеннему лесу, а передо мной заяц в белой шубке шмыг… и побежал,а следом ежик бежит – грибы да яблоки на колючках тащит
Воспитатель: Подожди-ка, Кузя, хватит сказки нам рассказывать! Дети, чего он нам приверает. Какую Кузя нам неправду сказала?
Дети: Заяц поменял шубку на серую, а грибы и яблоки только зимой появятся…
Кузя: Безобразники эти животные. И как же они после этого называются?
Воспитатель: И никакие они не безобразники, Кузя. А называются они…
Дети: Дикие животные (дети объясняют, почему их так называют)
Кузя: Чё! Все что ли дикие? А какие животные еще бывают? А в лесу только животинка живет? А кто еще живет? Но ведь я кого-то слыхала, вот я даже их голоса записала (достаёт телефон и как будто его включает, дети отгадывают чириканье воробья, свист синиц и карканье вороны)
Слышно как Кузя. всхлипывает.
Воспитатель: Кузя, ты чего?
Кузя: Птичку жалко! Мороз-то как по лесу да по городам пройдёт, холода напустит, голодом пташек и животинку заморит.
Воспитатель: Кузя, а ведь не только Дед Мороз волшебством обладает. Наши ребята тоже могут быть добрыми волшебниками!
Кузя: Это как?
Воспитатель: Дети, как мы зимой птичек выручаем, как мы им помогаем зиму прозимовать? А животным как человек помогает.
Ответы детей про кормушки, корм.
Кузя: Вот за это я вас уважаю, молодцы! (пожимает детям руки, а потом раздаёт им деревянные ложки и предлагает новую игру).
5. Дети в командах по очереди переносят в ложках мячи малые (корм) в кормушки на другом конце зала. Чья команда быстрее заполнит кормушку, та и победила.
Кузя (всех благодарит): Вот спасибо за всё! Позабавили меня! Видно, никого из вас сегодня не утащу или (потирая руки) может все-таки кого-нибудь забрать?!
Воспитатель: Нет уж, Кузя. Мы с тобой играли, загадки все твои отгадали, уму разуму тебя научили. Пора и честь знать.
Кузя: Ладно, ладно, улетаю. Только вы, мои друзья, не забывайте про меня. На праздники к себе зовите. А то совсем одичаю в лесу (достаёт подарочки для детей). А вам вот, гостинцы от себя и Бабы Яги несу. Не только Деду Морозу подарки разносить, мы тоже много чего можем…
Кузя: прощается с детьми и улетает.
Воспитатель: А мы, ребята, сейчас гостинцами угостимся, да гулять пойдёт. Только всё чему мы Кузю научили, сами соблюдать не забывайте: снег и сосульки ледяные в рот не берём, деревья не ломаем, а птичкам зимой помогаем (захватить корм для птиц- пшеницу).