Конспект занятия по ритмике
«Приключения в зимнем лесу»
для детей 3-5 лет
Наумова Юлия Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества Советского района»,
г. Новосибирск
Оборудование: колокольчик, магнитофон, музыка, столик, ёлочка, сундук, игрушки резиновые или мягкие (заяц, лиса, медведь, ёж, белка, волк, мышь), большие бусины на верёвочке, резиновые маленькие мячики (по количеству детей), коврики.
Занятие рекомендуется проводить зимой. Можно использовать для лексических тем: «Дикие животные», «Чудеса на Новый год».
Цель: формировать творческие способности и развивать индивидуальные физические качества ребёнка средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:
- Научить исполнять движения ритмического танца по показу.
- Учить передавать в танце образ животных.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
- Развивать речь дошкольников.
Ход занятия:
Дети заходят в зал, общаются.
Педагог: Ой, кто это? Ой, что это? (звон в колокольчик). Это волшебный лес зовёт нас к себе в гости. Соберёмся в круг скорее и отправимся к друзьям.
Звучит музыка.
Двигаемся по кругу друг за другом:
- по сугробам, высоко поднимая ноги;
- провалились в сугроб, на четвереньках;
- по тропинке, мимо спящих птенцов, на полупальцах;
- через пещеру (проходят в обруч или в трубу);
- утрамбовываем снег: на пятках, топотушки;
- на поляне: подскоки;
- между деревьями, боковым галопом;
- покружились, посмотрели вокруг;
- поздоровались друг с другом и лесом: девочки — реверанс, мальчики — кивнули головой.
— Вот мы и в сказочном лесу. А кто нас встречает, вы, пожалуйста, угадайте.
После отгадывания загадки, из сундука по очереди педагог достаёт зверя-игрушку.
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки все грызёт. Белка
Играет музыка-загадка про белку. Дети изображают движения белки под музыку.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Медведь
Играет музыка-загадка про медведя. Дети изображают его движения под музыку.
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. Ёж
Играет музыка-загадка про ежа. Дети изображают его движения под музыку.
Кто — то осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? Волк
Играет музыка-загадка про волка. Дети изображают движения волка под музыку.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц
Играет музыка-загадка про зайца. Дети изображают его движения под музыку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее … Лиса
Играет музыка. Дети изображают лису под музыку.
Под полом таится, кошки боится. Мышь
Педагог: Ребята, хозяева волшебного леса предлагают вместе с ними сделать лесную зарядку.
«Зарядка лесная» (выполняются движения по тексту)
— Спасибо, друзья за отличную зарядку. Что? Вы дадите потанцевать с волшебными бусинками? Это замечательно!
Из сундука достаём красивый мешочек с бусинами. Раздаются бусинки, одеваем на указательный палец.
— Ребята, скажите, пожалуйста, какие бусинки у нас в руках? (белые, гладкие, твёрдые, блестящие, круглые).
— На какой палец мы надели бусинки? (на указательный).
«Танец с бусинками»
Бусинки, бусинки — выводим руки вперёд, открываем ладошки (показываем бусинки).
Вот какие бусинки – разводим руки в стороны.
Фокус раз – переворачиваем праву ладошку, (шарик виснет на верёвочке).
Фокус два — переворачиваем левую ладошку, (шарик виснет на верёвочке). Голова следит за ладошками.
Вот какая красота – лёгкие покачивания ладошками.
Бусы с тучкой подружились – поднимаем руки в 3-ю позицию. Встаём на полупальцы.
С нею вместе покружились – кружатся в правую сторону.
Разбежались в стороны – руки разводим в стороны.
А потом встретились – выводим руки вперёд, ладошками вверх.
Сели, улыбнулись – присели.
Встали, спрятались – встали, спрятали бусинку в ладошки и за спину.
Далее бегают по залу, и снова повторить.
Педагог: Спасибо, за ваш танец. Вернём бусинки на место. Слышу, Мышка, я тебя. Сейчас поиграем! Ребята, Мышка предлагает поиграть в игру. Повторяйте за мной.
Игра «Вышли мышки как-то раз… (3 раза)
Вышли мыши как-то раз – марш на месте с высоко поднятыми коленями
Поглядеть, который час – левая рука вытянута вперёд, правая рука показывает ритмично на левое запястье.
Раз-два-три-четыре – указательным пальцем правой руки считаем слева направо: раз (в левый угол), два (вперёд), три (в правый угол), четыре (руки вверх).
Мыши дернули за гири. – руки сверху опускаем вниз одновременно приседаем.
Вдруг раздался страшный звон – ритмично качаем головой, руки на висках
Убежали мышки вон. – разбегаемся по залу.
(В последний раз, когда дети разбежались, высыпаем мячики, объявляем, что нужно взять один, а остальные сложить в сундук. Пока дети выполняют задание, нужно разложить коврики).
Педагог: Вот так сюрприз, любимые мячики к нам выкатились, а лесные звери положили коврики, которые, на время, превратятся в ваши домики. Присаживайтесь, отдохнём, рассмотрим и поговорим о мячике. Какой он? (круглый, называем цвет, мягкий, резиновый, легкий). Что бывает круглым? (колобок, шарик, глобус, апельсин, яблоко, земля, солнце, бусинки, арбуз). Молодцы! Мы отдохнули и готовы превратить наш мячик в колобка. Пожалуйста, помогайте мне.
Ритмическое упражнение «Колобок», автор Бочкарёва Н.И.
Дети соединяют у себя за спиной руки, в которых держат небольшой мяч. Позиция ног шестая.
1—4 такты: дети поют и одновременно выполняют действия:
Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
На каждую четверть музыкального такта наклоняют голову направо-налево и т. д. 5—8 такты:
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Вместе с приседанием открывают из-за спины сначала правую, затем левую руку. Мяч — колобок переходит за спиной из правой руки в левую. Движение исполняется четыре раза на каждый такт музыкального сопровождения.
9—12 такты:
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Дети, одновременно с неглубокими приседаниями по 6-й позиции, катают ладошками колобки по корпусу сверху вниз, от груди до колен. Движение исполняется четыре раза, на каждый такт музыкального сопровождения.
13—16 такты:
Ну, а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Дети вытягивают руки с колобком вперед, чуть вправо. Катают его между ладошками. Правая рука находится сверху левой. Обе руки с колобком переводятся влево впереди корпуса.
1—4 такты:
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
Дети сгибают руки в локтях, прижимают колобок к груди, вновь выпрямляют руки в направлении направо от себя. Движение исполняется 4 раза. Направления движения рук постоянно меняются.
5—8 такты:
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
Четыре раза, на каждый такт музыкального сопровождения, дети подбрасывают обеими руками мяч — колобок вверх, ловят его и опускают на пол перед собой.
9—12 такты:
Мышка по лесу бежала,
Колобочек увидала.
Лежащий на полу мяч — колобок дети обегают по кругу в направлении часовой стрелки.
1—16 такты:
Ах, как пахнет колобочек,
Дайте мышке хоть кусочек!
Дети берут в руки колобок, подносят к носу и выпрямляют руки вперед. Движение исполняют дважды.
1—4 такты:
С колобком забот немало,
Скачет, глупый, где попало.
Дети садятся на пол, ноги в 6-й позиции, колени вытянуты. Руки над головой держат мяч — колобок. Он внизу передается из правой руки в левую, когда выполняется взмах вверх правой ногой, затем из левой в правую руку под взмах левой ногой. Движение исполняется четыре раза. Мяч постоянно описывает круг, проходит под ногой и возвращается наверх. Обе вытянутые руки фиксируют его положение наверху.
5—8 такты:
Может в лес он укатиться,
Может съесть его лисица.
Дети обеими ладошками прокатывают дважды мяч — колобок от груди по всему корпусу, по ногам до кончиков пальцев вытянутых стоп и обратно. Корпус, следуя за мячом, сгибается в пояснице пополам. На следующую четверть восьмого такта дети встают с пола. Ноги ставят во 2-ю позицию. Руки, держащие колобок, поднимаются наверх в 3-ю позицию.
9—10 такты:
Лучше взять наш колобочек,
И запрятать под замочек.
На каждый такт музыкального сопровождения дети опускают мяч-колобок вниз, затем снова поднимают наверх. Корпус вместе с руками резко наклоняется вперед и выпрямляется. Движение исполняется четыре раза. На последнюю четверть двенадцатого такта дети кладут колобок на пол между стопами ног и зажимают его.
13—16 такты:
И тогда из-под замочка
Не украсть ей Колобочка.
Дети выполняют прыжки вместе с зажатым между стопами колобком. Прыжки исполняются восемь раз на каждую четверть такта музыкального сопровождения; руки находятся на талии.
Игра от Ёжика «Прятки»
— А можно спрятать наш колобок по-другому, как нас учил ёжик. Ложимся на спину, мячик кладём на живот, руки и ноги прямые в стороны, ёжик загорает. Но тут… стали приближаться (антилопы, кенгуру, слон – на каждого животного звучит музыкальное сопровождение) не дадим им съесть нашего колобка, спрячем его (сгруппироваться — руки обхватывают согнутые в коленях ноги, нос спрятать в колени)
— Вернём мячики в сундук. Скажем нашим друзьям: «До свидания», пойдём в домик, ляжем на спину. Закроем глаза и представим, что мы снежинки – лёгкие, красивые, узорчатые, блестящие… летим из волшебного леса в школу «Умка», кружимся, летаем… в школу прилетаем…
(В это время звучит музыка, педагог обращает внимание на расслабление ребят, подходит к каждому ребенку, добивается расслабления).
Педагог: Открывайте глаза, садитесь удобно. Расскажите, что интересного было в лесу? Чему вы научились у лесных друзей? Спасибо, ребята за хорошее настроение. Встаём перед ковриками. Девочки дарят всем реверанс, мальчики дарят поклон. Поблагодарим друг друга аплодисментами. До свидания.