Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
«Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды | ДЕТСТВО-ГИД

«Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды

Как известно, развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Данные требования можно реализовать при помощи организации «Речевого дворика» в группе.

Основными элементами «Речевого дворика» являются «чудо-дерево», «дидактический домик», «речевая беседка», «волшебный сундучок».

Чудо-дерево появляется первым.

Введение образа дерева можно провести примерно так. Воспитатель напоминает детям сказку К. И. Чуковского «Чудо-дерево»: «В сказке на «чудо-дереве» росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашей группе тоже появилось необычное деревце. На нем будут появляться для нас подарочки и сюрпризы, интерес­ные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем».

Дерево можно сделать по-разному. Это может быть плоскостное изоб­ражение на стене с набором крючков (разного цвета), на которых в последующем будут появляться картинки, пись­ма с игровыми упражнениями и заданиями для детей.

Крону дерева можно сделать по принципу книги. Тогда диапазон использования пособия резко расширяется. Напри­мер, на одних разворотах воспитатели готовят задания под разные речевые задачи для всей группы; на других — уп­ражнения для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми.

Деревом может стать ветка от настоящего дерева. Картинки и послания (задания детям) развешиваются на веточки.

Дидактический домик используется в индивиду­альной и подгрупповой работе. Его желательно сделать из большой коробки. Вокруг домика разворачиваются разные события. Домик заселяют разные персонажи, которые в течение года играют в прятки и дру­гие игры, встречают и провожают гостей, расставляют ме­бель в домике, путешествуют, их ждут разнообразные встре­чи и т. д.

Пространство речевой беседки достаточно огородить двумя ширмами и поставить детский столик и два стульчика.

На столике будут пособия, необходимые для индиви­дуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для отработки звуков; карточки с фотографиями (картинками) и др.

Волшебный сундучок – это своеобразный накопитель более крупного наглядного мате­риала и атрибутов для речевой деятельности.

Пространство «речевого дворика» можно дополнить плетеными корзинками, деревянными ящичками, «пенёчками», в которых и на которых также будут пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки и др.), книги и др.

Полифункциональность и трансформируемость «речевого дворика» даст возможность педагогу разнообразить использование различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, атрибутов) для активизации речевой деятельности воспитанников.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

11 комментариев к записи “«Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды”

  1. светлана:

    Добрый день! Спасибо за интересный материал. Обязательно попробуем в своей практике.

  2. Людмила:

    Добрый день, Бэлла Геннадьевна. Так удачно я попала на Ваш сайт. Материл очень интересный по всем направлениям, и очень актуален на данный момент именно для меня. Наш детский сад заявлен на конкурс по речевому развитию. Требования жесткие. Эстетика оформления выставки — это само собой разумеется. Вот наполняемость — вопрос. Чем наиболее целесообразным эту выставку наполнить? И есть ли смысл в проектах по речевому развитию по каждой теме МКТП ? Спасибо.

    • admin:

      Людмила, если разговор идет о выставке, то интереснее и актуальнее будут смотреться не просто дид.игры, а лэпбуки, оборудование типа «речевого дворика»(под этой статьей мы переписываемся»). Может быть, назвать эту выставку именно так и выстроить всё в стиле этого дворика. Вообщем, нужно отличится оригинальностью. Просто выставка дид. игр не запомнится.
      Насчет проектов. Смысл есть. Так как после каждого проекта будет видимый (реальный) результат в виде продуктов проекта.

      • Людмила:

        Бэлла Геннадьевна, спасибо Вам огромное. Обязательно воспользуемся Вашими рекомендациями. Благодарю за отзывчивость и внимание, успехов Вам, здоровья. Как хорошо что есть такие замечательные люди, как Вы!

        • admin:

          Людмила, спасибо за такие добрые слова!!!!!!!

  3. Александра:

    Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна. Долго искала на просторах интернета сайт,где можно получить нужную помощь в работе воспитателя.И вот мне повезло. Я прочитала много Ваших статей и рекомендаций. Они действительно необходимы,нужны и своевременны. Большое спасибо Вам за Вашу работу!
    Сейчас познакомилась со статьей «Речевой дворик».Очень интересная тема. Хочу спросить могу ли я применить его в работе с детьми раннего возраста? У меня детки от 1.5 до 3 лет. Еще мне нужна Ваша помощь. В наеш саду будет проходить семинар по теме «Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС». Методист Предлагает мне выступить со своей темой самообразования (поделиться опытом,провести мастер-класс и т.п.)Моя тема «Речевое развитие детей дошкольного возраста с помощью технологии развития критического мышления».
    Как грамотно сформулировать тему для малышей.И какое НОД можно провести с детьми,который можно было бы продемонстрировать педагогам (занятие будет снято на видео).Может подскажете какие-то сайты или ссылки,где показывается именно опыт применения ТРКМ? заранее благодарю.

  4. Александра:

    Бэлла Геннадьевна,я очень жду ответа от Вас. Помогите пожалуйста.

    • admin:

      Александра, здравствуйте! Извините, что сразу не ответила, загружена работой))) Насчет речевого дворика. Конечно, можете взять для малышей.
      Насчет темы для выступления. Про критическое мышление не нужно брать, это не подходит. Возьмите лучше такую формулировку: «Речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности». Можно составить занятие из различных игр, но связать их одним сюжетом. Для малышей этого достаточно.
      Насчет ссылок и сайтов. Честное слово, статей про ТРКМ для дошкольников никогда не видела.

  5. Лариса:

    Добрый вечер, Бэлла Геннадьевна! Очень нужен Ваш совет. На конкурс хотим представить опыт работы по речевому развитию с использованием карт Проппа. Как Вы думаете, стоит брать эту тему?

    • admin:

      Лариса, тема интересная, берите на конкурс. Но главное — представьте её так, что это очень актуальная тема: развивает речь, логику, творчество, способность самостоятельно находить решение… Вообщем, все современные «фишки» прикрепите к картам Проппа: деятельностный подход, развивающее обучение, индивидуальный подход и пр.

      • Лариса:

        Спасибо, Бэлла Геннадьевна! Просто за поддержку!!! ВСЕХ ВАМ БЛАГ!!!!