«Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды

рр

Как известно, развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Данные требования можно реализовать при помощи организации «Речевого дворика» в группе.

Основными элементами «Речевого дворика» являются «чудо-дерево», «дидактический домик», «речевая беседка», «волшебный сундучок».

Чудо-дерево появляется первым.

Введение образа дерева можно провести примерно так. Воспитатель напоминает детям сказку К. И. Чуковского «Чудо-дерево»: «В сказке на «чудо-дереве» росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашей группе тоже появилось необычное деревце. На нем будут появляться для нас подарочки и сюрпризы, интерес­ные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем».

Дерево можно сделать по-разному. Это может быть плоскостное изоб­ражение на стене с набором крючков (разного цвета), на которых в последующем будут появляться картинки, пись­ма с игровыми упражнениями и заданиями для детей.

Крону дерева можно сделать по принципу книги. Тогда диапазон использования пособия резко расширяется. Напри­мер, на одних разворотах воспитатели готовят задания под разные речевые задачи для всей группы; на других — уп­ражнения для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми.

Деревом может стать ветка от настоящего дерева. Картинки и послания (задания детям) развешиваются на веточки.

Дидактический домик используется в индивиду­альной и подгрупповой работе. Его желательно сделать из большой коробки. Вокруг домика разворачиваются разные события. Домик заселяют разные персонажи, которые в течение года играют в прятки и дру­гие игры, встречают и провожают гостей, расставляют ме­бель в домике, путешествуют, их ждут разнообразные встре­чи и т. д.

Пространство речевой беседки достаточно огородить двумя ширмами и поставить детский столик и два стульчика.

На столике будут пособия, необходимые для индиви­дуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для отработки звуков; карточки с фотографиями (картинками) и др.

Волшебный сундучок – это своеобразный накопитель более крупного наглядного мате­риала и атрибутов для речевой деятельности.

Пространство «речевого дворика» можно дополнить плетеными корзинками, деревянными ящичками, «пенёчками», в которых и на которых также будут пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки и др.), книги и др.

Полифункциональность и трансформируемость «речевого дворика» даст возможность педагогу разнообразить использование различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, атрибутов) для активизации речевой деятельности воспитанников.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.