В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно–пространственная среда в группе должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Структура музыкальной предметно-развивающей среды организуется так, чтобы:
— в ней были визуально представлены все виды музыкальной деятельности;
— были созданы условия активного взаимодействия ребенка с любыми пособиями и музыкальными инструментами.
Что нужно представить:
Восприятие музыки – пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания; произведения, используемые в певческой, танцевальной, игровой деятельности, а так же пособия, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей.
Воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Оформление музыкальных центров в группах могут иметь сюжетную основу (особенно в группах раннего и младшего дошкольного возраста).
Музыкальная предметно-развивающая среда должна быть доступна глазу, действиям руки, соответствовать росту ребенка. Пособия развивающей среды — эстетичны, привлекательны, просты в обращении, должны вызывать желание действовать с ними.
В музыкальных уголках необходимо иметь шумовые музыкальные инструменты. В ходе взаимодействия с ними у ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, позволяют детям понять, откуда и как берутся звуки.
Кроме шумовых инструментов развивающая среда группы обязательно включает в себя инструменты, имеющие «естественный» звук: колокольчики, бубенчики, дудочки, погремушки, треугольники, бубны, музыкальные молоточки, ложки и другие.
Оригинальные инструменты дублируются изображениями на картинках (для проведения дидактических игр). Помимо озвученных музыкальных инструментов в музыкальном уголке выставляются и не озвученные – плоскостные балалайки, гармошки, клавиатура.
Большое внимание при организации музыкальной развивающей среды необходимо уделять наличию разнообразных атрибутов, которые изготавливаются по количеству детей в группе. Это — листочки (снежинки, сосульки, цветы – согласно времени года), платочки, ленточки, флажки, шапочки-маски.
Для экспериментирования со звуком также используются озвученные музыкальные игрушки: музыкальные шкатулки, мягкие сюжетные игрушки, музыкальные открытки.
Для закрепления песен, музыкальных произведений для слушания желательны звуковые картинки и фонотека.
Обязательной составляющей предметно-развивающей среды является наличие музыкально-дидактических игр, которые рекомендованы программой и соответствуют возрастным возможностям детей. Игры и пособия, составляющие музыкальные уголки меняются и дополняются в соответствии с планом образовательной работы.
Не забывайте также о максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы и об учете национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Благодаря применению развивающей среды у детей активнее развиваются музыкально -сенсорные способности, общие музыкальные способности – тембровый, ладовый слух, чувство ритма, танцевальное и песенное творчество.
Да, Юлия, Вы правы, от предметно-пространственно среды зависит качество развития детей.