Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Модель инклюзивного образования:создание предметно-пространственной среды | ДЕТСТВО-ГИД

Модель инклюзивного образования:создание предметно-пространственной среды

Модель инклюзивного образования:

создание предметно-пространственной среды

Нестерова Наталья Викторовна,

учитель-дефектолог МБДОУ №14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

 Обеспечение  реализации права  на образование  детей  с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)   является актуальной задачей развития системы образования в Российской Федерации на современном этапе. Чем раньше дети с ОВЗ включены в образовательное пространство, тем активнее и качественнее реализуются процессы адаптации и социализации в обществе.

В Муниципальном бюджетное дошкольном образовательном учреждении № 14  (далее – ДОУ)  города  Оленегорска инклюзивное образование реализуется с 2010 года. 

В ДОУ открыта группа  комбинированной направленности для здоровых детей и детей с ОВЗ (со сложным дефектом): 10 воспитанников, в том числе 7 нормально развивающихся детей  и 3 ребенка-инвалида, имеющие разную структуру дефекта (синдром Дауна, органическое поражение центральной нервной системы, задержка психического развития).  

За  этот период была разработана  структурно-функциональная  модель инклюзивного образования, спроектированная на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов.

ФГОС ДО нацеливает педагогический коллектив на создание  специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ОВЗ (п.п. 3.2.2, 3.4.4). В нашей модели инклюзивного образованиясоздание пространственно-временной среды имеет особое значение.

Задача организации  развивающей предметно-пространственной среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль. У детей должна быть возможность реализовать свои интересы в совместной деятельности и игре, развивая социальные способности – умение договариваться, находить компромисс,  выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.

Для стимуляции детской активности педагоги группы  используют  принципы организации предметно-пространственной среды: безопасность; комфорт и уют; учёт возрастных закономерностей  развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно; вариативность, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности);  информативность; трансформируемость.

Роль предметной среды в реализации задач инклюзивного образования определяется в  основных функциях:

— организующая  функция – детям  предлагается   развивающий материал для их активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание  и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольниками того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы;

   — в соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды  в  группе ориентированы    на создание ситуаций, когда дети стоят перед выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. То есть предметную среду рассматриваем как центр, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения;

— развивающая функция – содержание  среды каждой деятельности  соответствует «зоне актуального развития» самого слабого и находится в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

 Организация развивающей предметно-предметно среды в нашем учреждении —  сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. При планировании среды используется принцип командной работы. Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты и т.д.). Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).

Воспитатели группы и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В развивающей среде созданы центры активности детей:

Театрализованный  центр  игр-драматизаций.  Театрализованная деятельность помогает объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.  Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.  Здесь   размещены  ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, «би-ба-бо»). Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках, с удовольствием выступают в роли зрителей.

Исследовательский центр служит местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются основы  экологических представлений, развивается экологическая культура, познавательный интерес к проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными  средствами. Центр оборудован  необходимым оборудованием для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. (слайд)

Центр двигательной активности  пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

 Центр  психологической  разгрузки  располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно.

В центре сюжетно-ролевой игры  с  удовольствием играют не только девочки, но и мальчики.

 Центр развивающих игр – наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал.

Центр

конструирования – различные виды строительного материала, для построения и обыгрывания построек. Схемы для плоскостного конструктора.

Сотрудничество семьи и педагогов детского сада позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, сделать его гибким, дифференцированным. В результате сотрудничества педагогов, родителей и детей по созданию элементов развивающей среды  возникла команда единомышленников, имеющих общую цель – вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

вовлечь родителей в образовательный процесс, сделать его гибким, дифференцированным. В результате сотрудничества педагогов, родителей и детей по созданию элементов развивающей среды  возникла команда единомышленников, имеющих общую цель – вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.