Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками | ДЕТСТВО-ГИД

Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

Проект

«Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками»

Громова Татьяна Михайловна,

 Карачева Юлия Альбертовна,

                      воспитатели МАДОУ № 35,

 г. Апатиты Мурманской обл.

Актуальность:

Ранний и дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.

Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. В педагогической практике отмечается, что дети,  начав посещать детский сад, в силу своего возраста, совершенно не могут играть вместе. Уже у таких малышей присутствуют такие  качества как: злость, жестокость.  Дети дерутся, толкаются, забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженного, не спешат.   Перед нами стала задача, как научить малышей жить дружно, быть добрыми,           отзывчивыми, справедливыми, милосердными.         

Работая с детьми раннего возраста, мы пришли к выводу, что для развития нравственных  качеств  личности, незаменимым  средством  является,  детский фольклор и устное народное творчество. 

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственных качеств, понятие о нормах поведения.

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации: октябрь — май.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Цель: Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним;
  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
  • Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам;
  • Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
  • Пробуждать интерес  к устному народному творчеству.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Дети научатся проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и  взрослыми;
  • Дети должны научиться играть вместе, не ссориться, делиться игрушками;
  • Быть внимательными по отношению к себе,  к товарищу и близким людям.
  • Дети познакомятся с устным народным творчеством (потешками, прибаутками…), с изделиями  русского  народного промысла.
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в нравственном воспитании детей.

Методы осуществления проекта:

  • Совместная деятельность педагогов и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная
  • Этические беседы
  • Дидактические, подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры и упражнения
  • Создание игровых ситуаций
  • Театрализованные представления
  • Чтение художественной литературы

Взаимодействие с родителями: 

  • Оформление родительского уголка по теме.
  • Знакомство с планом работы по проекту;
  • Подготовить картотеку: «Игры для налаживания контакта  с ребенком»;
  • Подготовка консультаций, информационных стендов, папок-передвижек по теме проекта.
  • «Нравственное воспитание детей раннего возраста»
  • «Серия консультаций «Отец, как воспитатель»
  • «Справиться с детским непослушанием поможет потешка»
  • «Фольклор – народная мудрость»
  • «Малые жанры фольклора в детском чтении»
  • «Дети любят потешки»
  • Выставка книг по устному народному творчеству.
  • Собрание «Духовно – нравственное развитие детей посредством устного народного творчества»
  • Проведение итогового мероприятия:выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».

План работы:

1 этап. Подготовительный  

Постановка целей и задач по данной теме.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему проекта:  Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

2 этап. Основной

Октябрь – декабрь «Давайте, познакомимся»

  • Облегчить адаптацию в детском саду;
  • Познакомить детей с педагогами, друг с другом;
  • Воспитывать положительное отношение к режимным моментам;
  • Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми.

Январь «Мир сказки»

  • Развивать представление о том, что такое дружба;
  • Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами;
  • Обучать умению понимать содержание сказки, узнавать героев по характерным признакам.

Февраль «Наши папы»

  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым;
  • Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия выполняемые мужчинами, формирование гендерной принадлежности;
  • Развивать речь, приобщать детей к русскому народному творчеству.

Март «Наши мамы»

  • Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке;
  • Воспитывать отзывчивость на произведения русского народного творчества, рассматривать иллюстраций.

Апрель «Моя семья»

  • Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям;
  • Формировать понятие «семья», учить называть членов семьи по имени;
  • Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в гостях и дома;
  • Дать представление о семейных обязанностях, развивать речь.

Май «Фольклор»

  • Вызвать интерес к русскому   народному промыслу;
  • Учить делиться игрушками, играть  не ссорясь;
  • Учить играть на  народных музыкальных инструментах.

3 этап. Заключительный

  • Проведение итогового мероприятия:выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
  • Оформление и представление проекта.

План мероприятий по проекту:

Мероприятие Цель Сроки
«Давайте познакомимся» Познакомить детей с педагогами, друг с другом. Воспитывать элементарные представления о дружеских отношениях. Октябрь-декабрь
Умывание — «Водичка – водичка» Кормление – «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку» Тактильный контакт с воспитателем – «Сорока – белобока» Воспитывать положительное отношение к режимным моментам. Облегчить адаптацию в детском саду.
Совместные игры педагога с детьми Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом  
Рассматривание картин (В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» наглядно – дидактическое пособие) «В песочнице» «Друзья» «Делаем машину» «Зима, зима!» «Не дает коляску» и др. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми
«Мир сказки»  — рассматривание иллюстраций к различным русским народным сказкам.   Развивать представление о том, что такое дружба. Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. Январь  
Настольный театр по сказке «Курочка Ряба» «Колобок» Фланелеграф по сказке «Репка» Использовать различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.  
«Наши папы» Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа» Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым. Февраль    
Создание игровых ситуаций: «Ремонт мебели» «Папа чинит машину» Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия выполняемые мужчинами. Формировать гендерную принадлежность.
Изготовление подарков для пап. Доставить радость близкому человеку.
Заучивание потешек «Это пальчик дедушка…», «Еду, еду к бабе, к деду» Развивать речь, приобщать детей к русскому народному творчеству.
«Моя мама» Беседа с детьми о маме с рассматриванием фотографий «Мамочка любимая» Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке. Март  
Рассматривание сюжетных картин: «Мама моет пол» «Мама собирает дочку в сад» «Мамины помощники» Продолжать воспитывать уважение к маме, учить оказывать посильную помощь.
Изготовление подарков для мам: — коллективное творчество «Большая открытка для мам к весеннему празднику»;      — аппликация «Красивое платье для мамы») Доставить радость близкому, родному человеку.    
Создание игровых ситуаций: «Уложи малышку спать» «Дочки – матери»   Учить детей навыкам ролевого взаимодействия,  применять потешки, колыбельные песни, в играх.
Чтение русских народных песенок, потешек. Воспитывать отзывчивость на произведения русского народного творчества, рассматривать иллюстраций.
«Моя семья» Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Апрель  
Дидактические игры: «Собери свою семью» «Расскажи, кто на фотографии» Формировать понятие «семья», учить называть членов семьи по имени.
Создание игровых ситуаций: «В гости к кукле Кате» «Домашнее чаепитие»   Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в гостях и дома.
Беседа с рассматриванием сюжетных картин:  «Каждый при деле» Дать представление о семейных обязанностях, развивать речь.
Чтение: С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» с показом на фланелеграфе;  К.Ушинский «Петушок с семьёй» — инсценировка Развивать эмоциональный отклик на доступные пониманию детей произведения литературы. Учить следить за развитием сюжета.
«Фольклор» Рассматривание народных игрушек (матрешка, неваляшка, ванька – всанька, ложки и др)   Вызвать интерес к русскому   народному промыслу. Обращать внимание на характер игрушек, их форму, цветовое оформление. Учить делиться игрушками, играть  не ссорясь. Май  
Продолжать знакомить детей с  прикладным народным творчеством. Игра на народных музыкальных инструментах (оркестр). Учить играть на народных музыкальных инструментах. Учить играть вместе.
Чтение потешек, русских народных сказок о дружбе Пробуждать интерес  к чтению и пересказу потешек, сказок
Совместное творчество: раскраски «Платочек для матрешки»; лепка «Веселые ложечки»; аппликация из стикеров «Лоскутное одеяло Учить создавать яркие фольклорные узоры, формировать эстетический вкус. Учить объединяться для совместного творчества.

Итоговое мероприятие:

Выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».

Результаты работы:

По итогу проекта считаем, что с поставленными задачами мы справились.  В ходе проекта был сформирован у детей опыт поведения в среде сверстников, дети стали проявлять симпатию друг к другу; эмоционально откликаться на просьбы воспитателя. Ребята стали меньше ссориться, стали помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Из бесед с родителями, выяснилось, что дети дома стали более трепетно относиться не только к родителям, но и к братьям, сестрам.

Очень радостно, что ребята стали  проявлять интерес  к устному народному творчеству, играют с народными игрушками, активно участвуют в творческой деятельности.

Считаем, что цель нашего проекта — формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.