Проект
«Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками»
Громова Татьяна Михайловна,
Карачева Юлия Альбертовна,
воспитатели МАДОУ № 35,
г. Апатиты Мурманской обл.
Актуальность:
Ранний и дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.
Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. В педагогической практике отмечается, что дети, начав посещать детский сад, в силу своего возраста, совершенно не могут играть вместе. Уже у таких малышей присутствуют такие качества как: злость, жестокость. Дети дерутся, толкаются, забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженного, не спешат. Перед нами стала задача, как научить малышей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Работая с детьми раннего возраста, мы пришли к выводу, что для развития нравственных качеств личности, незаменимым средством является, детский фольклор и устное народное творчество.
Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственных качеств, понятие о нормах поведения.
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Сроки реализации: октябрь — май.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Цель: Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним;
- Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
- Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам;
- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- Пробуждать интерес к устному народному творчеству.
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети научатся проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
- Дети должны научиться играть вместе, не ссориться, делиться игрушками;
- Быть внимательными по отношению к себе, к товарищу и близким людям.
- Дети познакомятся с устным народным творчеством (потешками, прибаутками…), с изделиями русского народного промысла.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в нравственном воспитании детей.
Методы осуществления проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная
- Этические беседы
- Дидактические, подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры и упражнения
- Создание игровых ситуаций
- Театрализованные представления
- Чтение художественной литературы
Взаимодействие с родителями:
- Оформление родительского уголка по теме.
- Знакомство с планом работы по проекту;
- Подготовить картотеку: «Игры для налаживания контакта с ребенком»;
- Подготовка консультаций, информационных стендов, папок-передвижек по теме проекта.
- «Нравственное воспитание детей раннего возраста»
- «Серия консультаций «Отец, как воспитатель»
- «Справиться с детским непослушанием поможет потешка»
- «Фольклор – народная мудрость»
- «Малые жанры фольклора в детском чтении»
- «Дети любят потешки»
- Выставка книг по устному народному творчеству.
- Собрание «Духовно – нравственное развитие детей посредством устного народного творчества»
- Проведение итогового мероприятия:выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
План работы:
1 этап. Подготовительный
Постановка целей и задач по данной теме.
Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему проекта: Формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
2 этап. Основной
Октябрь – декабрь «Давайте, познакомимся»
- Облегчить адаптацию в детском саду;
- Познакомить детей с педагогами, друг с другом;
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам;
- Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми.
Январь «Мир сказки»
- Развивать представление о том, что такое дружба;
- Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами;
- Обучать умению понимать содержание сказки, узнавать героев по характерным признакам.
Февраль «Наши папы»
- Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым;
- Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия выполняемые мужчинами, формирование гендерной принадлежности;
- Развивать речь, приобщать детей к русскому народному творчеству.
Март «Наши мамы»
- Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке;
- Воспитывать отзывчивость на произведения русского народного творчества, рассматривать иллюстраций.
Апрель «Моя семья»
- Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям;
- Формировать понятие «семья», учить называть членов семьи по имени;
- Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в гостях и дома;
- Дать представление о семейных обязанностях, развивать речь.
Май «Фольклор»
- Вызвать интерес к русскому народному промыслу;
- Учить делиться игрушками, играть не ссорясь;
- Учить играть на народных музыкальных инструментах.
3 этап. Заключительный
- Проведение итогового мероприятия:выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
- Оформление и представление проекта.
План мероприятий по проекту:
Мероприятие | Цель | Сроки |
«Давайте познакомимся» | Познакомить детей с педагогами, друг с другом. Воспитывать элементарные представления о дружеских отношениях. | Октябрь-декабрь |
Умывание — «Водичка – водичка» Кормление – «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку» Тактильный контакт с воспитателем – «Сорока – белобока» | Воспитывать положительное отношение к режимным моментам. Облегчить адаптацию в детском саду. | |
Совместные игры педагога с детьми | Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом | |
Рассматривание картин (В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» наглядно – дидактическое пособие) «В песочнице» «Друзья» «Делаем машину» «Зима, зима!» «Не дает коляску» и др. | Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми | |
«Мир сказки» — рассматривание иллюстраций к различным русским народным сказкам. | Развивать представление о том, что такое дружба. Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. | Январь |
Настольный театр по сказке «Курочка Ряба» «Колобок» Фланелеграф по сказке «Репка» | Использовать различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. | |
«Наши папы» Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа» | Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым. | Февраль |
Создание игровых ситуаций: «Ремонт мебели» «Папа чинит машину» | Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия выполняемые мужчинами. Формировать гендерную принадлежность. | |
Изготовление подарков для пап. | Доставить радость близкому человеку. | |
Заучивание потешек «Это пальчик дедушка…», «Еду, еду к бабе, к деду» | Развивать речь, приобщать детей к русскому народному творчеству. | |
«Моя мама» Беседа с детьми о маме с рассматриванием фотографий «Мамочка любимая» | Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке. | Март |
Рассматривание сюжетных картин: «Мама моет пол» «Мама собирает дочку в сад» «Мамины помощники» | Продолжать воспитывать уважение к маме, учить оказывать посильную помощь. | |
Изготовление подарков для мам: — коллективное творчество «Большая открытка для мам к весеннему празднику»; — аппликация «Красивое платье для мамы») | Доставить радость близкому, родному человеку. | |
Создание игровых ситуаций: «Уложи малышку спать» «Дочки – матери» | Учить детей навыкам ролевого взаимодействия, применять потешки, колыбельные песни, в играх. | |
Чтение русских народных песенок, потешек. | Воспитывать отзывчивость на произведения русского народного творчества, рассматривать иллюстраций. | |
«Моя семья» Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями | Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. | Апрель |
Дидактические игры: «Собери свою семью» «Расскажи, кто на фотографии» | Формировать понятие «семья», учить называть членов семьи по имени. | |
Создание игровых ситуаций: «В гости к кукле Кате» «Домашнее чаепитие» | Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в гостях и дома. | |
Беседа с рассматриванием сюжетных картин: «Каждый при деле» | Дать представление о семейных обязанностях, развивать речь. | |
Чтение: С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» с показом на фланелеграфе; К.Ушинский «Петушок с семьёй» — инсценировка | Развивать эмоциональный отклик на доступные пониманию детей произведения литературы. Учить следить за развитием сюжета. | |
«Фольклор» Рассматривание народных игрушек (матрешка, неваляшка, ванька – всанька, ложки и др) | Вызвать интерес к русскому народному промыслу. Обращать внимание на характер игрушек, их форму, цветовое оформление. Учить делиться игрушками, играть не ссорясь. | Май |
Продолжать знакомить детей с прикладным народным творчеством. Игра на народных музыкальных инструментах (оркестр). | Учить играть на народных музыкальных инструментах. Учить играть вместе. | |
Чтение потешек, русских народных сказок о дружбе | Пробуждать интерес к чтению и пересказу потешек, сказок | |
Совместное творчество: раскраски «Платочек для матрешки»; лепка «Веселые ложечки»; аппликация из стикеров «Лоскутное одеяло | Учить создавать яркие фольклорные узоры, формировать эстетический вкус. Учить объединяться для совместного творчества. |
Итоговое мероприятие:
Выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
Результаты работы:
По итогу проекта считаем, что с поставленными задачами мы справились. В ходе проекта был сформирован у детей опыт поведения в среде сверстников, дети стали проявлять симпатию друг к другу; эмоционально откликаться на просьбы воспитателя. Ребята стали меньше ссориться, стали помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Из бесед с родителями, выяснилось, что дети дома стали более трепетно относиться не только к родителям, но и к братьям, сестрам.
Очень радостно, что ребята стали проявлять интерес к устному народному творчеству, играют с народными игрушками, активно участвуют в творческой деятельности.
Считаем, что цель нашего проекта — формирование нравственных ценностей у детей раннего возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.