Творческая работа
«Формирование нравственных ценностей
у детей дошкольного возраста»
Сироткина Людмила Павловна,
воспитатель МДОУ д/с «Теремок»,
д. Каменное Нижегородской обл.
Содержание:
1. Значение нравственных ценностей.
2. Обследование детей (методы наблюдения Я. Л. Коломинского.)
3. Педагогический проект « Мир доброты»:
4.1. Актуальность;
4.2. Подготовительный этап:
4.3. Работа с родителями;
4.4. Работа с детьми;
4.5. Основной этап;
4.6. Заключительный этап.
Значение нравственных ценностей
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей. Определим систему нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей. Высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей ориентируется на благо человека — на жертвенную и деятельную любовь к людям, мир, свободу, истину, совесть, на семью и труд. Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами. Нам представляется: нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям — требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Обследование детей (методы наблюдения Я. Л. Коломинского)
Для начала я решила определить знания и умения нравственной культуры поведения у детей моей старшей — подготовительной группы: ( 10 человек ).
Исследование осуществлялось поэтапно. Детям было предложено шесть заданий (использовала отдельные методы наблюдения Я.Л. Коломенского)
1) Задание: Для чего на кухне кастрюля?
Варить – 5 чел.
Чтобы готовить – 2 чел.
Варить еду – 2 чел.
Варить кашу – 1 чел.
Для чего нужна рукавица на кухне?
Чтоб из печки пироги доставать -2 чел.
Чтобы не обжечься -1 чел.
Чтобы не испачкаться -3 чел.
Какая рукавица -4 чел.
Дети не сказали ни одного слова нравственного значения, только их функции.
2) Задание: Для кого нужен фартук на кухне?
Чтобы не испачкать одежду- 7 чел.
Чтобы мыть посуду- 2 чел.
Когда пекут пироги- 1 чел.
Картинки были расположены рядом, чтобы подсказать, что все эти принадлежности нужны кому-то одному, чтобы готовить обед для своих родных — забота о ближних.
3) Задание: Вспомнить и определить имена сказочных героев по картинке и обозначить: кто из них радостный, а кто скучающий?
а): Василиса Прекрасная:
её не знают-2 чел.
Алёнушка-1 чел.
Красивая- 6 чел.
б): О Кощее бессмертном сказали:
Кощей бессмертный- 3 чел.
Не знаю -2 чел.
Волшебник- 1 чел.
Старик-4 чел.
Что он грустный-1 чел.
Злой-2 чел.
Плохой-7 чел.
В этих ответах упоминается отдельные нравственные качества: хорошо — плохо, добро-зло.
4) Задание: Раскрасить на картинке «Пушистика» у которого настроение как у тебя? ( Выявляется характер эмоций и их мотив).
Результаты:
Красивое- 3 чел.
Хорошее –2чел. (мне дали поиграть машинкой);
Просто так-3 чел.
Весёлое-3 чел.(завтра праздник в детском саду)
Часть детей, обозначив своё настроение не сумели его мотивировать. Цвет выбирали сами, используя все основные цвета.
5) Задание: Как будешь угощать и развлекать своих гостей?
Сладости-5 чел.
Картошкой-1 чел.
Лимонад-2 чел.
Торт с чаем- 2 чел.
Чем-то -1 чел.
Буду играть -3 чел.
Смотреть телевизор – 2 чел.
Танцевать – 2 чел.
Покажу игрушки- 3 чел.
Вывод: многие ребята знают о гостеприимстве.
6) задание «Нарисуй семью» (положение ребенка в семье и его переживания, связанные с семейными отношениями).
На вопрос: Кто нарисован?
Нарисовали всю семью- 7 чел.
Не справился- 1 чел.
Нарисовали только себя-2 чел.
На вопрос: Люди веселые или грустные на рисунке?
Не знают-5 чел.
Радостные – 2 чел.
Хорошие – 3 чел.
Я провела игру «Волшебное слово», где произносят волшебные слова. Она помогла установить характер детских взаимоотношений и норм поведения в соответствующих ситуациях.
В процессе наблюдения за поведением и выявлением содержания отношений к себе и другим с учетом проявления справедливости, уважительного отношения, проявления искренности позволило выявить и распределить детей по уровню сформированности позитивного поведения:
— дети высокого уровня (20%) проявляли доброжелательное отношение к себе и другим; по своему желанию оказывали помощь сверстникам;
— дети среднего уровня(20%) оказывали помощь только после просьбы;
-дети низкого уровня(60%) при успехе и неудачах сверстников проявляли равнодушие.
В ходе обследования я сделала вывод:
-усилить работу над формированием таких качеств как доброжелательность, заботливость, трудолюбие;
-умение отстаивать свое мнение.
Поэтому совместная образовательная деятельность должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Разработав проект «Мир доброты», в котором целью является:
— формирование представлений о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение, адекватное нравственное поведение.
Целенаправленная работа по развитию нравственных ценностных ориентаций привела к значительному увеличению количества детей, научившихся проявлять лучшие нравственные качества с 40% до 70%. Дети с низким уровнем нравственной воспитанности перешли на средний уровень, а дети со средним – на высокий.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Педагогический проект
«Мир доброты»
«Сосуд не теряет своего запаха,
дурного или хорошего,
которым он напитался:
таково и воспитание детей!
Поэтому необходимо с детства
приучать их к доброму»
(Святитель Дмитрий Ростовский)
I Этап
В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.
Цели проекта:
Содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка; совершенствовать умения смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей.
Формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение и нравственное поведение.
Время проведения: сентябрь-май
Участники: дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Подготовительный этап:
Работа с родителями:
Цели:
— заинтересовать родителей проектом;
— дать представление о том, как можно в нем участвовать;
— направить на совместную творческую деятельность с детьми;
Родительское собрание: «Доброта спасет мир»
Консультации: «Воспитание культуры поведения у дошкольников», «Общие правила нравственности»
Сбор фотографий: «Моя семья».
Работа с детьми:
Цели:
— формирование у детей представлений о нравственных ценностях;
— воспитание гуманных чувств.
Задачи:
— познакомить с понятиями: доброжелательность, терпимость, честность, правдивость, заботливость;
— уточнить знания о трудолюбии, человеколюбии, совестливости.
Непосредственная деятельность с детьми:
Познавательные беседы:
«Я – человек»
«Мои чувства»
«Моя семья»
«Что такое дружба»
«Я люблю всех людей»
«Любовь творит чудеса»
«Доброта. Наши добрые мысли»
«Добрые мысли, слова и поступки»
«Что такое совесть»
«Учимся слушать совесть»
«Мир в нашем доме»
«Честный человек и его поступки»
«Что такое истина»
«Уважение и самоуважение»
«Трудолюбивый человек»
«Трудолюбие»
Рассматривание иллюстраций:
«Мои мама и папа»
«Профессии разные важны»
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Разучивание песен:
«Улыбка» М. Шаинский
«К нам гости пришли»
«Если добрый ты» М. Пляцковский
Просмотр мультфильмов:
«Крошка Енот»
«Приключение Кота Леопольда»
Основной этап
Цель: формировать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Задачи:
— формирование нравственных ценностей на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;
— развивать умение употреблять слова, отражающие нравственные принципы;
— развивать умение использовать правила нравственного поведения.
Образовательная деятельность с детьми:
Чтение рассказов:
«Три поросенка» С. Михалкова
Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
«Это я виноват» (из книги Л.П. Успенской «Учусь говорить правильно»)
Отрывок из «Сказки с подробностями» Г. Остера
Т. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Б. Заходер « Хрюк на елке»
В. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла»
Ч. Янчарский «Простая мысль»
И. Турчина «Дружба»
Г. Фиш «Леня и авторитет»
Индийская сказка « Ссора птиц»
Чтение стихотворений:
В. Маяковский « Конь-огонь»
Я.Полонский «Вот-те-на! Разбила чашку!…»
Н. Найденова «Мы всему научимся»
С.Маршак «Ежели вы вежливы»
Н. Юсупов «Простите»
М. Либин «Мамочка, прости меня»
Разучивание пословиц:
Нет большего позора — не выполнить договора.
Уговор дороже денег.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Сам себя губит, кто других не любит.
Кто ленится, тот не ценится.
Без труда нет добра.
Ленивые руки чужие труды любят.
Лениться да гулять — добра не видать.
Когда дружба врозь, работа на лад не пойдет.
Игры на закрепление вежливых слов и поступков:
«Кто больше»
«В стране вежливых»
«Выбери предмет. Какой добрый поступок можно совершить с их помощью»
Беседы:
« Мое имя»
«Что я люблю»
«Уникальность и неповторимость друг друга»
«Как я забочусь о близких»
«Мои друзья»
«Как сделать мир добрее»
«Стараемся беречь мир, быть терпеливыми, прощать»
«Я уважаю людей»
«Труд украшает человека»
Экскурсии:
В Каменский ФАП (труд фельдшера и его забота о здоровье больных);
В Каменскую библиотеку (рассматривание книжной выставки «В мире добра и трудолюбия».
Заключительный этап:
Цель: развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании и музыкальной деятельности полученные знания о нравственных ценностях:
Изготовление коллективной работы «Добрые наши дела»
Акция «Доброе дело» (изготовление кормушки для птиц совместно с родителями)
Изготовление открыток и сувениров для своих родных к праздникам;
Составление генеалогического дерева;
Рисование:
«Моя семья»
«Кем я хочу стать
«Настоящий друг»
«Герои любимых сказок»
Дидактическое упражнение «Какой добрый поступок можно совершить с их помощью»
Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо, что такое плохо»
Генеалогическое дерево семьи «Кузнецовых»
Чтение «Большая книга правил поведения детей»
Помощь младшим
Вот какие у нас кормушки
Очень любим мы трудиться
Инсценирование «Кто кого обидел первым»
Конкурс рисунков «Моя семья»