Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста

Проект

«Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста»

 

Мясникова Зинаида Юрьевна,

воспитатель СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ № 7,

г. Похвистнево Самарской обл.

 

Содержание

Введение.

  1. Социально-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как фактор повышения эффективности функционирования ДОО».
  • Актуальность
  • Существующая проблема.
  • Цели и задачи.
  • Объект и предмет исследования
  • Гипотеза
  • Необходимость проведения исследования.

  1. Этапы реализации проекта социального партнёрства, участников  образовательного процесса ДОО.
  • Цели и задачи реализации первого этапа проекта
  • Цели и задачи реализации второго этапа проекта
  • Цели и задачи реализации третьего этапа проекта
  1. Содержание этапов реализации проекта:

— Первый этап — подготовительный. Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

— Второй этап —  практический. Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесс

— Третий этап — заключительный. Подведение итогов социального партнерства

  1. Результаты реализации проекта.
  2. Литература.

Проект

«Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста»

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО.

В процессе взаимодействия в систему образования включаются представители различных социальных  групп, которые имеют свои собственные  интересы в этой сфере: государство, учебные и культурные заведения города, органы самоуправления, медицинские учреждения.

Рассматриваем два уровня социального партнерства ДОО в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

— обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО (внутренний уровень) (субъект-субъектные отношения — исследовательская позиция по отношению к себе и партнеру по общению);

— обеспечение взаимодействия ДОО с различными социальными институтами города (внешний уровень).

В своем проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность ДОО внутренний уровень социального партнерства. Субъект-субъектное взаимодействие  ДОО и родителей необходимо  с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья».

Второй вид характеризует включение взрослых в образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположником английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

 Социально-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста»

 Актуальность  

Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись  и не обходятся  без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство — это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь — «Социум».

 Проблема

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Цель проекта: установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Задачи:

— разработка и внедрение новых форм работы с родителями;

— установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;

— пропаганда педагогических знаний;

— привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Объект: процесс социализации детей дошкольного возраста.     

Предмет: социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
— установлены позитивные отношения с родителями;

— расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

— построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается:

— на потребности родителей в поддержке;

— на праве ребенка на педагогически образованных родителей;

— на стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

Этапы реализации проекта социального партнёрства, участников  образовательного процесса ДОО

Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный

Его цель — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа:

  1. Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства.
  2. Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»).
  3. Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для определений направлений  взаимодействия.
  4. Разработка плана — программы сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический

Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

  1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов группы по вопросам взаимодействия с семьей.
  3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей  по различным направлениям деятельности детского сада.
  4. Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.
  5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.
  6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.
  7. Разработка методических материалов для реализации данных проектов.
  8. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.

Третий этап — заключительный

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

  1. Проведение анализа проделанной работы.
  2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
  3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

Содержание этапов реализации проекта

Первый этап – подготовительный 

Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

Задачи Мероприятия Сроки

исполнения

Участники
1 Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства Посещение семей, анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи, проведение родительского собрания для определения целей и задач программы Сентябрь Воспитатели, педагог-психолог,

родители

2 Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей») Школа молодых родителей

Семейная гостиная

Сентябрь Воспитатели,

родители

3 Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для определений направлений  взаимодействия; разработка плана — программы сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия Беседы, индивидуальные консультации, встречи, «Вопросов и ответов», заседания «Родительской гостиной» и «Школы молодых родителей» Октябрь Воспитатели, педагог-психолог,

специалисты,

родители

Второй этап —  практический

Реализация плана-программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса

Задачи Мероприятия Сроки

исполнения

Участники
1 Формирование творческой группы Педагогический совет

Лекторий -«Ознакомительная лекция для педагогического коллектива»

Сентябрь

 

Воспитатели
2 Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций. В течение

реализации

проекта

Воспитатели, специалисты ДОО
3 Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей  по различным направлениям деятельности детского сада Семинары – практикумы, обучающие тренинги и

встреча за круглым столом

Сентябрь –

декабрь

Педагогический коллектив

группы

4 Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями Заседание семейной гостиной

Информационные калейдоскопы

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив группы,

представители родительского комитета

5 Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов Индивидуальные консультации

Создание памяток и рекомендаций

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив

группы

6 Повышение педагогических и воспитательных умений родителей Обмен педагогическим опытом

Оформление стендов

Публикации статей на сайте ДОО

В течение реализации

проекта

Воспитатели группы
7 Разработка методических материалов для реализации данных проектов Методические заседания В течение реализации

проекта

Представители родительского комитета

 Третий этап — заключительный

Подведение итогов социального партнерства

Задачи Мероприятия Сроки

исполнения

Участники
1 Проведение анализа проделанной работы Мониторинг

Заседание гостиной

Апрель Представители родительских сообществ,

Педагоги.

2 Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования Размещение информации на сайте, создание страницы на сайте

Выступление на методических объединениях

Февраль – июнь Представители родительских сообществ, педагогический коллектив группы
3 Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом Анализ реализации проекта

Открытое обсуждение с привлечением экспертов

Март — май Представители родительских сообществ

Педагогический коллектив группы

 Таким образом,  практико-ориентированный проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

  • установление позитивных отношений с родителями;
  • расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
  • построение  партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности функционирования ДОО.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  2. Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.
  3. Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ — М.: Просвещение, 2005.
  4. Горшненина В.В. и др. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. — Волгоград: Панорама, 2006.
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2007.
  6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
  7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
  8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. — М.: Аркти, 2004.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.