Проект
«Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста»
Мясникова Зинаида Юрьевна,
воспитатель СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ № 7,
г. Похвистнево Самарской обл.
Содержание
Введение.
- Социально-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как фактор повышения эффективности функционирования ДОО».
- Актуальность
- Существующая проблема.
- Цели и задачи.
- Объект и предмет исследования
- Гипотеза
- Необходимость проведения исследования.
- Этапы реализации проекта социального партнёрства, участников образовательного процесса ДОО.
- Цели и задачи реализации первого этапа проекта
- Цели и задачи реализации второго этапа проекта
- Цели и задачи реализации третьего этапа проекта
- Содержание этапов реализации проекта:
— Первый этап — подготовительный. Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
— Второй этап — практический. Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесс
— Третий этап — заключительный. Подведение итогов социального партнерства
- Результаты реализации проекта.
- Литература.
Проект
«Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста»
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО.
В процессе взаимодействия в систему образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные и культурные заведения города, органы самоуправления, медицинские учреждения.
Рассматриваем два уровня социального партнерства ДОО в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:
— обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО (внутренний уровень) (субъект-субъектные отношения — исследовательская позиция по отношению к себе и партнеру по общению);
— обеспечение взаимодействия ДОО с различными социальными институтами города (внешний уровень).
В своем проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность ДОО внутренний уровень социального партнерства. Субъект-субъектное взаимодействие ДОО и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья».
Второй вид характеризует включение взрослых в образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположником английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Социально-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как усвоение норм и ценностей детей дошкольного возраста»
Актуальность
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство — это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь — «Социум».
Проблема
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Цель проекта: установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Задачи:
— разработка и внедрение новых форм работы с родителями;
— установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;
— пропаганда педагогических знаний;
— привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Объект: процесс социализации детей дошкольного возраста.
Предмет: социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
— установлены позитивные отношения с родителями;
— расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;
— построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается:
— на потребности родителей в поддержке;
— на праве ребенка на педагогически образованных родителей;
— на стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).
Этапы реализации проекта социального партнёрства, участников образовательного процесса ДОО
Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный
Его цель — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
- Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства.
- Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»).
- Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия.
- Разработка плана — программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический
Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
- Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов группы по вопросам взаимодействия с семьей.
- Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада.
- Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.
- Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.
- Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.
- Разработка методических материалов для реализации данных проектов.
- Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.
Третий этап — заключительный
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
- Проведение анализа проделанной работы.
- Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
- Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
Содержание этапов реализации проекта
Первый этап – подготовительный
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки
исполнения |
Участники |
1 | Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства | Посещение семей, анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи, проведение родительского собрания для определения целей и задач программы | Сентябрь | Воспитатели, педагог-психолог,
родители |
2 | Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей») | Школа молодых родителей
Семейная гостиная |
Сентябрь | Воспитатели,
родители |
3 | Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка плана — программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия | Беседы, индивидуальные консультации, встречи, «Вопросов и ответов», заседания «Родительской гостиной» и «Школы молодых родителей» | Октябрь | Воспитатели, педагог-психолог,
специалисты, родители |
Второй этап — практический
Реализация плана-программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки
исполнения |
Участники |
1 | Формирование творческой группы | Педагогический совет
Лекторий -«Ознакомительная лекция для педагогического коллектива» |
Сентябрь
|
Воспитатели |
2 | Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций. | В течение
реализации проекта |
Воспитатели, специалисты ДОО |
3 | Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада | Семинары – практикумы, обучающие тренинги и
встреча за круглым столом |
Сентябрь –
декабрь |
Педагогический коллектив
группы |
4 | Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями | Заседание семейной гостиной
Информационные калейдоскопы |
В течение
реализации проекта |
Педагогический коллектив группы,
представители родительского комитета |
5 | Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов | Индивидуальные консультации
Создание памяток и рекомендаций |
В течение
реализации проекта |
Педагогический коллектив
группы |
6 | Повышение педагогических и воспитательных умений родителей | Обмен педагогическим опытом
Оформление стендов Публикации статей на сайте ДОО |
В течение реализации
проекта |
Воспитатели группы |
7 | Разработка методических материалов для реализации данных проектов | Методические заседания | В течение реализации
проекта |
Представители родительского комитета |
Третий этап — заключительный
Подведение итогов социального партнерства
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки
исполнения |
Участники |
1 | Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг
Заседание гостиной |
Апрель | Представители родительских сообществ,
Педагоги. |
2 | Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования | Размещение информации на сайте, создание страницы на сайте
Выступление на методических объединениях |
Февраль – июнь | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив группы |
3 | Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Анализ реализации проекта
Открытое обсуждение с привлечением экспертов |
Март — май | Представители родительских сообществ
Педагогический коллектив группы |
Таким образом, практико-ориентированный проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:
- установление позитивных отношений с родителями;
- расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
- построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности функционирования ДОО.
Литература:
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
- Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.
- Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ — М.: Просвещение, 2005.
- Горшненина В.В. и др. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. — Волгоград: Панорама, 2006.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. — М.: Аркти, 2004.