Проект
«Формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок учебной деятельности»
Осипова Галина Алексеевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Содержание
Введение
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности
Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.
В связи с этим актуальность выбранной темы проектной работы очевидна и требует рассмотрения.
В представленном исследовании за основу принимается концепция Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, но также учитывается и положения А.П.Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что в развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения. В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями.
Целью проектной работы является формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей.
- Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Проект долгосрочный: с 03.09.2015г. – 15. 05. 2016г.
Участники проекта: Дети подготовительной группы (25 человек), воспитатели Осипова Г.А., Мигунова Л.А., музыкальный руководитель Рогаль Б.Ю., педагог-психолог Лавриненко И.А.
Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Для формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников необходимо:
- создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе:
— личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
— развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;
— сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;
— обеспечение развивающего характера предметно — развивающей среды группы;
— ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;
— повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
- Наличие специально разработанной модели, которая должна включать систему дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания, построенную с учётом педагогических условий:
— обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;
— обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;
— использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);
— создание условий для взаимодействия детей.
В «Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования» у А.Г. Асмолова выделено четыре компонента универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Исследования учёных помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
— умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;
— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности
— умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
В МДОУ №14 разработана основная образовательная программа на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий». Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — познавательному, речевому, художественно – эстетическому. Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи (Приложение 1).
Целевые ориентиры (Приложение 2), представленные в Программе, как и в ФГОС ДО, помогут определиться в каком направлении «вести» развитие детей, как спроектировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Одним из основных методов развивающего обучения является метод проектов и мы единогласно взяли его за основу нашей работы. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует сплочению детей, родителей и педагогов.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина”).
Тематика проектов касается проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук, т.е. практически достигается интеграция знаний.
Значительное место отводится играм с правилами. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат и учится «деловому», содержательному общению со сверстниками. Проведение игр с правилами планируется и осуществляется в режиме дня: подвижные, хороводные, спортивные проводятся во время прогулки, остальные (дидактические настольно-печатные, интеллектуальные, «фортунные», речевые) – в течение дня. Планируется индивидуальная работа с теми детьми, кто не готов принимать проигрыш, не желает выполнять правила или не понимает их.
Таким образом, широкое использование игры в образовательном процессе с детьми повышает уровень их готовности к школе и способствует формированию у них психологических предпосылок и компонентов учебной деятельности.
Во время непосредственно образовательной деятельности используются предварительные задания, которые нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу. Для этого детям предлагаются различные комбинации таких вопросов: С чего стоит начать работу? Что кажется тебе важнейшим в этой работе? Как ты будешь действовать? К чему ты будешь стремиться? Что тебе пригодится для работы?
Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, Эти вопросы и задания формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:
— Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы.
— Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)?.
— Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?
Таким образом, ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения. При такой организации пусковым механизмом деятельности становится сама учебная задача.
В группе созданы различные центры для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребёнка, где каждый имеет возможность заниматься любимым делом.
Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Совместно с педагогом-психологом реализуется проект «На пороге школы» (Приложение 3), который направлен на формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу, повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Также установлено социальное партнёрство со школой № 4, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, развить желание стать школьником, проводятся экскурсии на школьный двор, спортивную площадку, в школьный музей, на линейку Первого сентября. В дальнейшем планируется расширять круг общения с учителями и учениками школ.
Заключение
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности была направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной деятельности и была включена в общую диагностику готовности к школе. Осуществлялась совместно с психологом Лавриненко И.А. МДОУ. Результаты диагностики показали, что у большинства воспитанников сформированы предпосылки учебных действий:
— достигнут определенный уровень произвольности поведения;
— есть мотивация к учебной деятельности (познавательная и социальная);
— дети проявляют активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;
— умеют слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами;
— умеют работать в группе;
— успешны в общении со взрослыми и сверстниками;
— практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца.
Разработаны конспекты творческих отчётов, которые служат инструментом подведения итогов по формированию предпосылок учебной деятельности в подготовительгой группе МДОУ через интеграцию образовательных областей.
Литература
- Абдуллина Л.Э. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в детском саду. Практическое пособие.
- Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до семи лет). / Науч. рук. Л.Г. Петерсон. — М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой — М.: Цветной мир, 2012.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» / Трифонова Е.В., Некрасова А.А. и др. — М.: Цветной мир, 2012.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Интегрированное планирование образовательной работы с детьми. Пособия для всех возрастных групп
- Касаткина Е.И, Иваненко С., Киселева Н.Ю. и др. Игры-экспериментирования с водой и песком. — Вологда: Издательский центр ВИР0, 2010.
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. Методическое пособие. — М.: Линка- Пресс, 2008.
- Рыжова Н.А. Экологические сказки, методическое пособие. — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2009.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления (рабочие тетради). — Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Дошкольная педагогика. — Январь. 2010. – С. 7 – 12.
- Справочник педагога — психолога Стр.40 – 53 №1, 2015
- Детский сад. — №5 – 2014
- Основы проектной деятельности педагога-психолога стр.12 — 17 №11, 2014
Приложение 1
Принципы деятельностного обучения
Принципы | Подходы, которые реализуются в ДОУ |
Принцип деятельности
|
Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. |
Принцип минимакса
|
Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. |
Принцип вариативности
|
Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др. |
Принцип позитивной социализации ребенка | Поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада. |
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей | Организация образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учет социальной ситуации его развития. |
Принцип индивидуализации образования | Создание условий для самостоятельной активности ребенка, формирование социально активной личности. |
Принцип целостности
|
Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
Виды «тем»: «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». Решение проблемных ситуаций в прохождении ребенком собственного исследовательского пути. Создание условий для организации совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного процесса с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей. |
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса | Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды для организации образовательного процесса.
Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса в образовательной и коррекционной работе ДОУ. Разработка и внедрение комплексно-тематического планирования организации образовательного процесса: в утренние часы, на прогулке, вечером, в свободное от занятий время. Организация игрового экспериментирования, наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями, использование художественного слова, познавательной информации по тематике занятий и т.д. |
Культурно-исторический принцип | Организация образовательной и воспитательной работы с дошкольниками с учётом национальных ценностей и традиций страны, родного города. Приобщение к основным компонентам человеческой культуры. |
Приложение 2
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами и способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональных состояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой; бережно относится к животным и растениям.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать.
- Ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениям истории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремится к познавательно-личностному общению с ними.
- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
- Ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить свое затруднение, выявить его причины и сформулировать познавательную задачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволили его достичь.
Приложение 3
Проект «На пороге школы»
Осипова Г.А. воспитатель МДОУ № 14
Лавриненко И.А. педагог-психолог МДОУ №14
Совместная деятельность ребенка и взрослого – основа психологического благополучия ребенка и его успешной адаптации к школе. Проект «На пороге школы», направленный на взаимодействие взрослых и детей послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Позволит детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими правами и обязанностями школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.
Цель: Формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу, повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей.
- Активизация умственной активности.
- Формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной ситуации.
- Развитие способностей родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.
Проект долгосрочный, вторая половина учебного года. (Проводится 1 раз в неделю).
Организационный этап:
- Игра-приветствие – направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
- Игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.
Основной этап:
- Задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника, фонематического слуха, зрительного восприятия, навыка ответа у доски, самоконтроля, для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
- Практическая деятельность – направлена на развитие навыка работы с родителями и сверстниками.
Заключительный этап:
- Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.