Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

Проект

«Формирование у детей дошкольного возраста

предпосылок учебной деятельности»

 

Осипова Галина Алексеевна,

воспитатель МДОУ № 14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

 

Содержание

Введение

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.

В связи с этим актуальность выбранной темы проектной работы очевидна и требует рассмотрения.

В представленном исследовании за основу принимается концепция Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, но также учитывается и положения А.П.Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что в развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения. В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями.

Целью проектной работы является формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей.
  2. Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.
  4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
  6. Формировать этические представления.
  7. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
  8. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Проект долгосрочный: с 03.09.2015г. – 15. 05. 2016г.

Участники проекта: Дети подготовительной группы (25 человек), воспитатели  Осипова Г.А., Мигунова Л.А., музыкальный руководитель Рогаль Б.Ю., педагог-психолог Лавриненко И.А.

Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Для формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников необходимо:

  • создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе:

— личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

— развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;

— сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

—  обеспечение развивающего характера  предметно — развивающей среды группы;

— ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;

— повышение компетентности родителей в  вопросах подготовки детей к школьному обучению.

  • Наличие специально разработанной модели, которая должна включать систему дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания, построенную с учётом педагогических условий:

— обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;

— обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;

— использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);

— создание условий для взаимодействия детей.

В «Программе развития универсальных учебных действий для  предшкольного и начального общего образования» у А.Г. Асмолова выделено четыре компонента универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Исследования учёных помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

— умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности

— умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

В МДОУ №14 разработана основная образовательная программа на основе примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Мир открытий». Программа обеспечивает разностороннее развитие детей  с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям  —  познавательному, речевому, художественно – эстетическому. Создание  образовательной  среды в Программе  происходит на основе системы  принципов  деятельностного обучения, которые  позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи (Приложение 1).

Целевые ориентиры (Приложение 2), представленные в Программе, как и в ФГОС ДО, помогут определиться в каком направлении «вести» развитие детей, как спроектировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Одним из основных методов развивающего обучения является метод проектов и мы единогласно взяли его за основу нашей работы. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления;
  • способствует сплочению детей, родителей и педагогов.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина”).

Тематика проектов касается проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук, т.е. практически достигается интеграция знаний.

Значительное место отводится играм с правилами. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат и учится «деловому», содержательному общению со сверстниками. Проведение игр с правилами планируется и осуществляется в режиме дня: подвижные, хороводные, спортивные проводятся во время прогулки, остальные (дидактические настольно-печатные, интеллектуальные, «фортунные», речевые) – в течение дня. Планируется индивидуальная работа с теми детьми, кто не готов принимать проигрыш, не желает выполнять правила или не понимает их.

Таким образом, широкое использование игры в образовательном процессе с детьми повышает уровень их готовности к школе и способствует формированию у них психологических предпосылок и компонентов учебной деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности используются предварительные задания, которые нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу. Для этого детям предлагаются различные комбинации таких вопросов: С чего стоит начать работу? Что кажется тебе важнейшим в этой работе? Как ты будешь действовать? К чему ты будешь стремиться? Что тебе пригодится для работы?

Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, Эти вопросы и задания формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

— Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы.

— Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)?.

— Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

Таким образом, ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения. При такой организации пусковым механизмом деятельности становится сама учебная задача.

В группе созданы различные центры для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребёнка, где каждый имеет возможность заниматься любимым делом.

Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Совместно с педагогом-психологом реализуется проект «На пороге школы» (Приложение 3), который направлен на формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу, повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Также установлено социальное партнёрство со школой № 4, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, развить желание стать школьником,  проводятся экскурсии на школьный двор, спортивную площадку, в школьный музей, на линейку Первого сентября. В дальнейшем планируется расширять круг общения с учителями и учениками школ.

Заключение

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности была направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной деятельности и была включена в общую диагностику готовности к школе. Осуществлялась совместно с психологом Лавриненко И.А. МДОУ. Результаты диагностики показали, что у большинства воспитанников  сформированы предпосылки учебных действий:

— достигнут определенный уровень произвольности поведения;

— есть мотивация к учебной деятельности (познавательная и социальная);

— дети проявляют активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;

— умеют слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами;

— умеют работать в группе;

— успешны в общении со взрослыми и сверстниками;

— практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца.

Разработаны конспекты  творческих отчётов, которые служат инструментом подведения итогов по формированию предпосылок учебной деятельности в подготовительгой группе  МДОУ через интеграцию образовательных областей.

Литература

  1. Абдуллина Л.Э. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в детском саду. Практическое пособие.
  2. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до семи лет). / Науч. рук. Л.Г. Петерсон. — М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011
  3. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой — М.: Цветной мир, 2012.
  4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» / Трифонова Е.В., Некрасова А.А. и др. — М.: Цветной мир, 2012.
  5. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Интегрированное планирование образовательной работы с детьми. Пособия для всех возрастных групп
  6. Касаткина Е.И, Иваненко С., Киселева Н.Ю. и др. Игры-экспериментирования с водой и песком. — Вологда: Издательский центр ВИР0, 2010.
  7. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. Методическое пособие. — М.: Линка- Пресс, 2008.
  8. Рыжова Н.А. Экологические сказки, методическое пособие. — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2009.
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010.
  10. Савенков А.И. Развитие творческого мышления (рабочие тетради). — Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
  11. Савенков А.И. Маленький исследователь. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
  12. Дошкольная педагогика. — Январь. 2010. – С. 7 – 12.
  13. Справочник педагога — психолога Стр.40 – 53 №1, 2015
  14. Детский сад. — №5 – 2014
  15. Основы проектной деятельности педагога-психолога стр.12 — 17 №11, 2014

Приложение 1

Принципы деятельностного обучения

Принципы Подходы, которые реализуются в ДОУ
Принцип деятельности

 

Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип минимакса

 

Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

Принцип вариативности

 

Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.
Принцип позитивной социализации ребенка Поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Создание условий для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и  детей Организация образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учет социальной ситуации его развития.
Принцип индивидуализации образования Создание условий для самостоятельной активности ребенка, формирование социально активной личности.
Принцип целостности

 

Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».

Виды «тем»: «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

Решение проблемных ситуаций в прохождении ребенком собственного исследовательского пути.

Создание условий для организации совместной деятельности детей и взрослых.

Организация образовательного процесса с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды для организации образовательного процесса.

Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса в образовательной и коррекционной работе ДОУ.

Разработка и внедрение комплексно-тематического планирования организации образовательного процесса: в утренние часы, на прогулке, вечером, в свободное от занятий время.

Организация игрового экспериментирования, наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями, использование художественного слова, познавательной информации по тематике занятий и т.д.

Культурно-исторический принцип Организация образовательной и воспитательной  работы с дошкольниками с учётом национальных ценностей и традиций страны, родного города. Приобщение к основным компонентам человеческой культуры.

Приложение 2

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами и способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
  • Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональных состояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой; бережно относится к животным и растениям.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать.
  • Ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениям истории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремится к познавательно-личностному общению с ними.
  • Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
  • Ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить свое затруднение, выявить его причины и сформулировать познавательную задачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволили его достичь.

Приложение 3

Проект «На пороге школы»

Осипова Г.А. воспитатель МДОУ № 14

Лавриненко И.А. педагог-психолог МДОУ №14

Совместная деятельность ребенка и взрослого – основа психологического благополучия ребенка и его успешной адаптации к школе. Проект «На пороге школы», направленный на взаимодействие взрослых и детей послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Позволит детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими правами и обязанностями школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.

Цель: Формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу, повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей.
  2. Активизация умственной активности.
  3. Формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной ситуации.
  4. Развитие способностей родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.

Проект долгосрочный, вторая половина  учебного года. (Проводится 1 раз в неделю).

Организационный этап:

  • Игра-приветствие – направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
  • Игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.

Основной этап:

  • Задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника, фонематического слуха, зрительного восприятия, навыка ответа у доски, самоконтроля, для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
  • Практическая деятельность – направлена на развитие навыка работы с родителями и сверстниками.

Заключительный этап:

  • Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.