Проектная работа
«Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Шведова Оксана Владимировна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск
Введение
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья, во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Выделяются основные принципы здорового образа жизни:
- Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).
- Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
- Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
- Рациональная двигательная активность.
- Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об его элементах (соблюдение режима дня, гигиенических процедур; двигательная активность; правильное здоровое питание). И умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, правильно и полноценно питаться).
Проект на тему «Здоровое питание» способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Актуальность
Необходимость серьёзно заниматься формированием культуры здоровья в ДОУ обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально проецируемой деятельности;
- дошкольный период в развитии детей наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах способах сохранения и развитие здоровья.
Цель проекта:
- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье, и, в первую очередь, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи проекта:
- Познакомить с понятием витамины;
- Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, в полезных продуктах;
- Дать представление о вредных и полезных продуктах, их влиянии на здоровье человека
- Воспитывать культуру питания, чувство меры.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- родители.
Сроки реализации проекта:
Данный проект разработан на учебный год.
Основная часть.
Для успешной реализации проекта «Здоровое питание» и определения уровня сформированности у детей представлений о рациональном питании как основном элементе здорового образа жизни была проведена беседа с детьми на тему: «Полезные и вредные продукты».
А также анкетирование, которое включало следующие вопросы:
- представление о правильном питании;
- знания о содержании витаминов в продуктах;
- умение выбирать полезные продукты;
- понимание значения продуктов в здоровье ребёнка;
- отношение к гигиене и режиму питания (см. Приложение № 1)
На основе проведённых бесед и анкетирования был составлен перспективно — тематический план мероприятий, определены формы и методы работы. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования и эксперименты, викторины, игровые познавательные программы, вечера развлечений и т.п.
Перспективно – тематическое планирование.
Тема 1: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
Цель: дать общее представление о здоровье, сформировать представление о важности правильного питания.
Тема 2: «ОВОЩИ, ЯГОДЫ И ФРУКТЫ – ВИТАМИННЫЕ ПРОДУКТЫ»
Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма.
Тема 3: « КАЖДОМУ ОВОЩУ СВОЁ МЕСТО»
Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.
Тема 4: « НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ»
Цель: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.
Тема 5: «ПРАЗДНИК УРОЖАЯ»
Цель: закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.
Тема 6: «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»
Цель: продолжать знакомить детей с оздоровительными мероприятиями в ДОУ.
Тема 7: « КАК ПРАВИЛЬНО ЕСТЬ» (гигиена питания)
Цель: сформировать у дошкольников представление об основных принципах гигиены питания.
Тема 8: «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Цель: дать детям представление, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; учить выбирать полезные продукты.
Тема 9: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПИРОЖКА»
Цель: дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдение режима питания.
Тема 10: «ИЗ ЧЕГО ВАРЯТ КАШИ И КАК СДЕЛАТЬ КАШУ ВКУСНОЙ?»
Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантов завтрака.
Тема 11: « ПЛОХ ОБЕД, ЕСЛИ ХЛЕБА НЕТ»
Цель: формировать представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
Тема 12: «ПОЛДНИК. ВРЕМЯ ЕСТЬ БУЛОЧКИ»
Цель: познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
Тема 13: «ПОРА УЖИНАТЬ»
Цель: формировать представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.
Тема 14: «ГДЕ НАЙТИ ВИТАМИНЫ ВЕСНОЙ?»
Цель: познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Работа с родителями
Но ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, поэтому к участию в нашем проекте мы активно привлекали родителей.
Формы работы с родителями в рамках проектной деятельности:
- групповые и индивидуальные консультации с родителями;
- анкетирование;
- участие родителей в оснащении предметно — развивающей среды в группе (фотогазеты, развивающие игры, познавательный материал о правильном питании);
- участие в викторинах, конкурсах, и развлечениях.
Родители и дети постоянно информировались о проводимых в детском саду оздоровительных мероприятиях, введении в рацион питания для оздоровления детей кислородного коктейля, фиточая, сиропа шиповника, чесночной пасты, витаминов «Джунгли», кальцинова, пророщенной пшеницы, дрожжевого напитка.
Организация предметно – развивающей среды в группе
Одним из важных информационных пунктов, который призван помочь детям выбрать правильное питание для себя, чтобы укрепить своё здоровье, был уголок питания. Организация уголка питания в ДОУ так же является формированием культуры поведения детей за столом, формирование культурно – гигиенических навыков, формируется умение обслуживать себя.
При создании уголка питания мы учитывали следующие моменты:
- его расположение (он должен быть в доступном для детей месте);
- грамотное оформление стендов;
- подбор необходимой информации;
- удобство и креативность подачи материалов;
- разнообразие детских игр по питанию.
В ходе работы над проектом «Здоровое питание» были изготовлены игры:
- Дид/игры «Манная каша»; «Как готовить бутерброд»; «Варим щи»; «Что можно сделать из молока»; «Вырос в поле колосок…»; «Откуда хлеб на стол пришёл?» и др.
- Настольно – печатные игры: «Полезно – вредно»; «Сладкое – солёное»; «Кислое – горькое» и др.
Для закрепления результатов работы и использования собранного материала в дальнейшей работе была организована библиотека «Разговор о правильном питании».
В неё вошли:
- Фотоальбомы: «Варим вместе с мамой», «Наш завтрак», «Огород на подоконнике»
- Рукописные книги: «Как сделать сок», «Рецепты дошколятам», «»Как из колоска получается мука».
- Листовки: «Для чего нужны овощи и фрукты?», «Для чего нужна соль?», «Где живут витамины?», «Как правильно есть?», «Сможем ли мы прожить без сахара?»
- Консультации для родителей: «Как научить ребёнка правильно вести себя за столом», «Плох обед, если хлеба нет» и др.
- Конспекты занятий, вечеров развлечений и театрализованных игр.
- Также в библиотеке проходила выставка поделок из папье-маше, солёного теста; выставка рисунков детей о правильном питании.
Заключение
Проведённая работа по формированию здорового образа жизни детей была направлена на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание полезных привычек и формирование негативного отношения к вредным привычкам.
На основе проведённых мероприятий у дошкольников развивались ответственность, самостоятельность, наблюдательность, внимание, память, воображение, формировались навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности.
Цель проведения контрольной диагностики: выявить эффективность проведённой работы.
Итоговая диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.
Приложение № 1.
Диагностический материал:
Представление о правильном питании – Анкетирование родителей (пособие «Разговор о правильном питании», стр. 7)
Знания о содержании витаминов в продуктах – дидактическая игра «Где живут витамины?» (игра состоит из игрового поля, разделенного на квадраты, каждый из которого соответствует тому или иному витамину и микроэлементу, и набор карточек с продуктами. Ребенок раскладывает карточки с соответствующим продуктом по секторам соответствующего витамина или микроэлемента)
Умение выбора полезных продуктов – тест «Самые полезные продукты» (пособие «Разговор о правильном питании», стр. 11)
Понимание значения продуктов в здоровье ребёнка – игра «Меню спортсмена», проблемная ситуация «Экскурсия в поликлинику» (пособие «Разговор о правильном питании», стр. 52, 64)
Отношение к гигиене и режиму питания – тест (пособие «Разговор о правильном питании», стр. 18), дидактическая игра «Готовим завтрак (обед, полдник, ужин)» — из предложенного набора картинок с продуктами детям нужно правильно отобрать те, из которых можно составить свой завтрак, обед, полдник, ужин.
Сформированность основ рационального питания — игра «Мой день» (пособие «Разговор о правильном питании», стр. 51)
Детско – взрослый познавательно — творческий
проект:
«Молоко, продукт чудесный, и,
конечно же, полезный».
Руководители проекта: Ласукова Н.М. воспитатель, Попова С. Д. воспитатель.
г. Вологда 2017 г.
Наталия, спасибо, что прислали проект. Я опубликую его как положено, как статью, а то Вы текст в комментарии вставили.
Пришлите, пожалуйста, на электронную почту сайта detstvogid@yandex.ru имена и отчества Ваши и Поповой С.Д., а также номер детского сада. Мне же нужно будет выслать Вам свидетельства о публикации, а я не знаю Вашей электронной почты и имен-отчеств.
С уважением,Головина Б.Г., администратор сайта