Формирование основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни дошкольников

Из опыта работы

Книжник Лидия Вячеславовна,
воспитатель МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам, цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Не случайно коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Это направление разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель моей работы: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
1. Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем.
2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.
3. Объяснить правила общения с животными.
4. Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми.
5. Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
6. Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены.

Предполагаемый результат:
сформированные представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях; навыки самостоятельного принятия решений; умение разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт; умение быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Создание моего опыта работы проходило в несколько этапов.
Первый этап — диагностический.

Второй этап — подготовительный:
— подбор наглядно-дидактического материала;
— подбор художественной литературы, репродукций картин;
— организация развивающей среды в группе.

Третий этап — основной:
— разработка перспективного плана по теме «Формирование основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни дошкольников»:

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей. Взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы:
— индивидуальный диалог;
— приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
— проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
— информирование родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
— участие в конкурсах;
— разработка информационных стендов, папок-передвижек, памяток, где родителям даются рекомендации о том, как вести себя вместе с ребенком с учетом его возраста.

Таким образом, систематическая работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни дошкольников, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает такие результаты: все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.