Развитие мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

Из опыта работы

Аверина Ольга Владимировна,
учитель – дефектолог
областного специализированного Дома ребенка,
г. Апатиты Мурманской обл.

Я работаю в областном специализированном Доме ребенка города Апатиты Мурманской области учителем-дефектологом.
У большинства воспитанников, с которыми я работаю, имеются такие диагнозы невролога: детский церебральный паралич различных форм и степени тяжести, органическое поражение ЦНС, обусловленное различными синдромами: Б. Дауна, расстройство аутистического спектра.
В связи со спецификой заболеваний у этих детей наблюдаются нарушения движения супинации и пронации кистей рук, отставание в формировании ципковых и пинцетных захватов мелких предметов, гипотомия или спастика мышц кистей рук.

Учёными нейрохирургами давно доказано, что близость моторной проекции кисти руки и речевой зоны в коре головного мозга оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Поэтому в своей коррекционной работе я уделяю большое внимание развитию движений рук, мелкой моторики. При развитии мелкой моторики происходит формирование межполушарного взаимодействия, благодаря которому стимулируется познавательная активность, развиваются когнитивные процессы.

В своей работе я применяю следующие виды работы:
Массаж кистей рук, самомассаж:
Массаж кистей рук, самомассаж (с использование шарика Су-Джок):
Одеваем и прокатываем колечко по каждому пальчику, увеличиваем нажим на последнюю фалангу пальца. Повторить действие 2-3 раза по каждому пальцу. Выполнить аналогичное действие левой рукой. Покалываем шариком внутреннюю поверхность пальцев.
Массаж рук массажным мячом:
Покатать мячик между ладонями продольными движениями. Покатать мячик между ладонями круговыми движениями.
Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.
Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Выполнить аналогичное действие левой рукой.
Массаж карандашами:
Пианино. Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Прижимать карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца.
Прятки. Сжимание карандаша в кулачке. «Возьми короткий карандаш и спрячь его в кулачке. А теперь в другой руке».
Прокати по столу. «Возьми карандаш, клади его на стол и раскрытой ладошкой катай по столу». Сначала одной рукой, затем второй, затем двумя руками.

Пальчиковые игры:
«Сорока-ворона», «Коза», «Замок», «Домик», «Рыбка», «Пианино», «Веселая семейка», упражнения типа – кулачок – ребро – ладошка.

Упражнения с предметами:
Упражнения проводятся с применением шнуровок, бусинок, геометрических фигур. Также применяются персонажи пальчикового кукольного театра, используется природный материал: зернышки, камушки, шишки, орехи.
Для игры использую пальчиковый бассейн с различными наполнителями – гречка, фасоль, горох. Учим ребёнка найти в нём спрятанные игрушки. Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, сжимать в кулачке, сыпать на тарелочку («покормим курочку»).

Упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений:
Это ощущения, которые ребенок получает через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, колючее-гладкое, мягкое-твердое. В своей работе я применяю дощечки на которых прикреплены материалы различные на ощупь (мех, ворс, шёлк, крупный и мелкий песок и др.)

Применение ручной терапии:
Игры с песком: «Чьи ладошки», «Чьи следы», «Что спрятано в песке?», «Нарисуем солнце», «Хаос», «Построим дом».
Игры с водой: переливание из одной ёмкости в другую, вылавливание из «бассейна» мелких или крупных игрушек, запускать водяную мельницу.

Использование упражнений приносит высокий положительный эффект в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ. Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи, готовим руку к письму, развиваем высшие психические функции (память, мышление, внимание, восприятие), активизируем познавательную активность. В процессе занятий ребёнок эмоционально обогащается, учится конструктивно взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, учиться доверять миру.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.