Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Из опыта работы
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
посредством развития мелкой моторики рук»

Телегина Татьяна Анатольевна,
воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко»,
Алтайский край, Мамонтовский район, с. Островное

телегина1 (1)Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.
Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Исходя из всего вышесказанного, мной была поставлена цель: формировать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Для достижения поставленной цели, решались задачи.
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Задачи для педагога:
1. Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.
2. Способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
4. Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.
5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

телегина 21Система работы по формированию речевой деятельности детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики определяется целью и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами;
— общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

Мной было выяснено, что наиболее эффективными формами организации образовательного процесса являются:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: использую дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, сюжетно-игровые ситуации. Организовала кружок «Пластилиновое чудо».
телегина162. Самостоятельная деятельность детей. Для самостоятельной деятельности детей постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в которые сконцентрировала разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
3. Взаимодействие с семьей:
— практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях;
— тематические консультации;
— папки – передвижки;
— выпуск памяток с упражнениями;
— оформление стенда;
— мастер-классы;
— родительские собрания, консультации, анкетирование;
— открытые просмотры НОД;
— привлечение родителей к изготовлению поделок и игрушек.

телегина17При организации совместно-партнерской деятельности взрослого с детьми использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.
В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей первой младшей группы, с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Обследование проводила через 9 игровых заданий. Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

1. Материал для заданий: Пособие по шнуровке «Сапожок».
Инструкция ребенку: «Продень шнурочек».
Умения ребенка: Продевать шнурок сквозь узкое отверстие.

2. Материал для заданий: Пирамидка (5колец).
Инструкция ребенку: «Собери пирамидку».
Умения ребенка: Нанизывать кольца на стержень.

3. Материал для заданий: Матрёшка (3-х местная).
Инструкция ребенку: «Собери матрёшку».
Умения ребенка: Соединять части матрёшки.

4. Материал для заданий: Тренажер с крышками (4 штуки).
Инструкция ребенку: «Открути крышечки, а теперь закрути их».
Умения ребенка: Закручивать (откручивать) крышки.

5. Материал для заданий: Рамки Монтессори (с пуговицами).
Инструкция ребенку: «Застегни пуговки и расстегни их».
Умения ребенка: Расстёгивать (застёгивать) пуговицы.

6. Материал для заданий: Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость.
Инструкция ребенку: «Переложи из тарелочки бусинки в баночку».
Умения ребенка: Перекладывать предметы.

7. Материал для заданий: Рамки Монтессори (верёвочка).
Инструкция ребенку: «Завяжи узелок, а теперь развяжи».
Умения ребенка: Завязывать узелки.

8. Материал для заданий: Пособие по шнуровке «Сапожок».
Инструкция ребенку: «Продень шнурочек».
Умения ребенка: Продевать шнурок сквозь узкое отверстие.

9. Материал для заданий: Пластмассовый шарик (диаметром 2см).
Инструкция ребенку: «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками».
Умения ребенка: Катать шарик между ладонями, пальчиками.

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.
Высокий уровень: 4 ребенка (25%).
Средний уровень: 3 ребенка (19%).
Низкий уровень: 9 детей (56%).

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Труднее всего оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений — замедленный.

На основании результатов диагностики определила индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года.
В группе по возможности создала условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.
Кроме того, на основе изученной литературы мной был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики;
— были систематизированы игры, развивающие мелкую моторику рук;
— дополнена предметно – развивающая среда дидактическим материалом;
— оформлена картотека пальчиковых игр со стихами;
— создана музыкальная картотека пальчиковых игр.

телегина2 (1)С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук мной были классифицированы основные виды игр, заданий, упражнений:
1.Игры с использованием развивающих игрушек.
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигурки на магнитах, кубы-сортёры, пазлы, мозаики, игры тренажёры – молоточки.
телегина82.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
3. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Также использую в своей работе игры со счётами, с прищепками, макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками — липучками.

телегина 25Применяю экспериментирование с материалами и веществами, игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком.
Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как аквагимнастика для пальчиков.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

телегина27Изобразительная деятельность.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:
1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов и т.д. Применяю на занятиях способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками.
2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста. Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт.
Провожу кружковую работу по пластилинографии «Пластилиновое чудо»:
— мнем и отщипываем;
— надавливаем и размазываем;
— скатываем шарики, раскатываем колбаски;
— режем на кусочки;
— лепим картинки.
телегина9В процессе проведения работы были достигнуты следующие внутренние результаты (для детей):
1. Дети в процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.
2. Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.
3. Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;
4. Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.
5. Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.
6. В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.
7. Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.
8. Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.
9. Дети активно откликаются на предложения взрослого играть в игры на р.м.м.

В конце учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.
Высокий уровень: 90%. Средний уровень: 10%. Низкий уровень: 0%.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.