Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму

Из опыта работы
«Развитие мелкой моторики рук
детей старшего дошкольного возраста
при подготовке руки к письму»

Тропынина Светлана Герасимовна,
воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород

Введение
1. Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Взгляд исследователей на проблему подготовки руки к письму.
2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки при подготовке руки ребенка к письму.
2.1. Цель и задачи работы по подготовке руки ребенка к письму.
2.2. Выявление исходного уровня мелкой моторики руки.
2.3. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики при подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.
2.4. Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики руки у детей.
Заключение

Введение
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать», (Ярославль,1997г.) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5-летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагается освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью.
Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб., 1996г.) указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Триггер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М.,1994г.) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, формированием графических навыков и т.д. Таким образом, обосновывая подход к развитию кисти руки как к комплексному и заблаговременному.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора Кольцовой М.М., которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.

1. Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого, большие сложности вызывает освоение предметных действий. Современная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1) умении ощущать движения мышц;
2) достаточной эластичности мышц;
3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений;
4) осознанном выполнении движений;
5) достаточном зрительно-моторном контроле.
Все эти условия взаимосвязаны.

Причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
— недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;
— снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
— недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
— недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) ограничивают объем движений;
— недостаточная сила мышц снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а так же проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

1.1. Взгляд исследователей на проблему подготовки руки к письму
Письмо — сложный координационный навык, требующий сложной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под — над, около – внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки:
-правильное обращение с письменными принадлежностями;
-координация движений руки при письме;
-соблюдение гигиенических правил письма;
Графические навыки:
-правильное изображение букв;
-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.
Орфографические навыки:
-обозначение звуков соответствующими буквами;
-соблюдение орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучения. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки при подготовке руки ребенка к письму.

2.1. Цель и задачи работы по подготовке руки ребенка к письму
Цель моей работы заключается в подготовке руки ребенка к письму и развитии навыков письма с помощью развития мелкой моторики руки и пальцев рук.
Задачи:
— изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
— диагностика уровня развития подготовки руки ребенка к письму;
— разработка системы по развитию мелкой моторики;
— сравнительный анализ результатов проведенной работы с детьми;

2.2. Выявление исходного уровня мелкой моторики руки.
Работа проводилась на базе МБДОУ № 1О3 Канавинского района г. Нижнего Новгорода в течение 2-х лет с детьми старшего дошкольного возраста.
На первом этапе выявлялся уровень развития мелкой моторики руки детей.
Опираясь на исследования Кольцовой М.М., Триггер Р.Д., Владимировой Е.В., Цвынтарного В.В., Гаврилиной С.Е. и др. я выделила критерии развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста:
— умение выполнять пальчиковую гимнастику сопровождая ее стихотворной речью;
— умение работать с разными видами бумаги;
— умение ориентироваться на листе бумаги;
— умение работать с ножницами;
— умение работать с пластилином.

На основе данных критериев я выделила три уровня подготовки руки ребенка к письму.
Высокий уровень – у ребенка графический навык сформирован достаточно хорошо, характер линий ровный, прямой; размер и форма элементов соответствует эталону, последовательность больших и маленьких элементов воспроизведена правильно.
Средний уровень – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений.
Низкий уровень – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Для обследования были выбраны 15 человек детей. Обследование проводилось в форме индивидуальных и групповых занятий. С целью выявления уровня подготовки руки к письму и развития мелкой моторики мною использовались тесты, предложенные Солнцевой В. и Беловой Т., а также наблюдения за детьми во время образовательной деятельности и в режимных моментах.

За основу были взяты 5 серий заданий:
1 серия заданий – пальчиковые упражнения:
— пальчиковая гимнастика с сопровождением стихотворной речи;
— пальчиковые упражнения с использованием предметов (карандаш, катушка, шишки, мячик с шипами и т.д.)
2 серия заданий – игры с использованием мозаики:
— составление пазлов;
— собирание бус;
— сортировка горошин (мелких камней, пуговиц, палочек и др.)
3 серия заданий – работа с ножницами:
— вырезывание ножницами;
— конструирование из бумаги (оригами);
— аппликация путем обрывания.
4 серия заданий – работа с карандашом (ручкой):
— графические упражнения, штриховка;
— раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;
— рисование простым и цветными карандашами;
5 серия заданий – занятия с пластилином.

Детям было предложено выполнить 5 заданий. При определении уровня развития мелкой моторики руки у старших дошкольников я использовала следующие критерии:
— высокий уровень – 3 балла;
— средний уровень – 2 балла;
— низкий уровень – 1 балл.

Результаты определения уровня развития мелкой моторики руки у детей:
Высокий уровень — 5%
Средний уровень – 25%
Низкий уровень – 70%

Как видно по результатам, детей с высоким уровнем развития мелкой моторики оказалось меньше, чем детей с низким уровнем развития.

На основании проведенного обследования был сделан следующий вывод:
У детей отмечается низкий уровень подготовленности руки к письму и недостаточное развитие тонкой моторики. Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей.

2.3. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики при подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.

После проведенных обследований детей была поставлена цель: разработать систему работы по развитию мелкой моторики руки и пальцев рук детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста движение руки при письме.
2. Формировать умение использовать карандаш (ручку) в качестве рабочего инструмента.
3. Формировать зрительное и слуховое внимание.
4. Формировать умение управлять мышцами кисти руки.

Работа по развитию мелкой моторики проводится в трех направлениях:
— развитие мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;
— развитие мелкой моторики в режимных моментах;
— взаимосвязь с родителями.
Этапы работы:
1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.
В образовательной деятельности пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД.
— Упражнение «Самомассаж ладоней и пальцев»;
— Игровой массаж «Мошка»;
— Физкультминутка «Рыбки-шалунишки».
— Упражнение-рисовалка «Божья коровка»;
— Упражнение — речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»;
— Упражнение — игровой массаж «Веселые свинки», «Очень вкусно»;
— Упражнение «Помощники»;
— Упражнение «Солнышко для мамы»;
— Упражнение «Две лисички, два зайчонка»;
— Упражнение «В гостях у белочки»;
— Массаж пальцев «Рукавицы»;
— Пальчиковая игра «Кря! Кря! Кря!».

2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
— работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, — в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);
— в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга, бисер и т.п.);
— в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, гелиевые ручки, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты).

3 этап – развитие мелкой моторики как часть образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»: использую традиционную технологию — выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию — написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек, из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: использованную традиционную технологию — выкладывание букв из палочек, при работе со схемами моделями; так же нетрадиционную технологию — написание букв по крупе, выкладывание из ракушек.

4 этап – развитие мелкой моторики в режимных моментах.
— разнообразные игры с мозаикой, лото, домино;
— использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия);
— разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки.

Взаимодействие с родителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовке ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
После проведения диагностических заданий с детьми проводится индивидуальная беседа с родителями для налаживания контактов, определение степени понимания ребенка взрослым.
Для знакомства с особенностями развития мелкой моторики родители приглашаются поучаствовать в занятии в вечернее время, где знакомятся с методами и приемами работы. Впоследствии родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, и с доверием относятся к рекомендациям воспитателей.
Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, проводятся обучающие семинары-практикумы, где с их же детьми я провожу пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, знакомлю с необходимыми для письма гигиеническими правилами.
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаю, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаю на открытое занятие или «посиделки». Так же использую и наглядные папки-передвижки на темы «Первые шаги в освоении письма», «Гимнастика для рук», «Загадочные предметы» и другие. Так родители знакомятся с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными рекомендациями.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. У нас в группе работает семейный клуб «Мамина школа», где проводятся круглые столы, викторины («Счастливый случай», «Что, где, когда?») по интересующим родителей вопросам. На занятия приглашаются медик, психолог, физрук, так же проводится совместная работа с детьми, проведение конкурсов, выставки, праздников, развлечения. Как показывает опыт, работа с родителями должна рассматриваться, как неотъемлемая часть образовательного процесса.

2.4. Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики руки у детей.

После проведенной системы работы было проведено повторное обследование детей.
Результаты проведенной диагностики:
Высокий уровень – 20%
Средний уровень – 70%
Низкий уровень – 10%

Заключение
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики рук, навыки детей стали более совершенными. Мы увидели качественный скачок в развитии детей. Разные формы взаимодействия с детьми, используемые мной, при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированных движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеют огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук. Результаты проведенной работы подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой темы.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые формы взаимодействия с детьми, методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.