Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Болоцкая Елена Валерьевна,
учитель-логопед МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Уровень развития мелкой моторики — один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда мы говорим о развитой мелкой моторике, мы имеем в виду скоординированные и точные движения пальцев рук. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически мыслить и рассуждать, у него на высоком уровне развита память и внимание, связная речь. Доказано, что в школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений руки. Техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Исходя из вышесказанного, были поставлены задачи:
— познакомить детей с элементами самомассажа рук;
— формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом; — разработать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих развитию мелкой моторики кистей рук;
— содействовать нормализации речевой функции;
— развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
— создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений применяю различные методы и приемы работы для активизации речевого аппарата.
Один из методов — это массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

На всех логопедических занятиях (индивидуальных, фронтальных, логоритмических) использую пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.
На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками», проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
Очень важным для развития мелкой моторики является лепка из глины, пластилина и теста. В процессе этой деятельности развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Этот прием чаще всего используем при обучении грамоте, закрепляя представления об изученной букве.

Часто применяю в непосредственно образовательной деятельности выкладывание из счетных палочек и спичек.
Очень полезны для развития мелкой моторики упражнения по обводу контуров предметов: по трафарету, по клеткам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, дорисовка (по принципу симметрии). Также в своей работе применяю рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой и обеими руками вместе.

В логопедическом кабинете много различных тренажеров (изготовленных с помощью родителей) на застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера.
Тренирует пальчики и игра «Золушка». Она заключается в том, что дети перебирают различные крупы: горох, гречку, рис, разноцветную фасоль.

Самая любимая игра детей — пальчиковый и теневой театр.
Пальчиковый театр — это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); формирует творческие способности и артистические умения.

Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Для взаимодействия с родителями мною подготовлены следующие консультации: «Развитее мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста», «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Пальчиковые игры – лучший помощник в занятиях с детьми дома».
На стенде размещена информация для родителей: «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику», «Подборка пальчиковых игр», «Упражнения для профилактики дисграфии».
В группе при помощи родителей были изготовлены сенсорные развивающие игрушки: «волшебное дерево», шнуровки, уголок тактильного развития, сенсорный уголок.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.