Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения

raduga

В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» параллельно с ознакомлением дошкольников с правилами дорожного движения следует знакомить их с правилами личной безопасности и безопасного поведения.
Эти направления взаимосвязаны и объединены одной целью — формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Однако, если по правилами дорожного движения в дошкольных учреждениях систематически проводят занятия и развлечения, то образовательная работа по формированию представлений о личной безопасности незаслуженно забыта.

Примерная тематика по ознакомлению с правилами безопасного поведения может быть следующая:
1. Опасные места в детском саду и дома.
2. Путь от дома до детского сада.
3. Улица, на которой я живу.
4. Городской транспорт.
5. Ядовитые грибы, ягоды.
6. Осторожно! Кошка! Собака!
7. Острые и мелкие предметы.
8. Советы Лесовика.
9. Полезная пища.
10. Советы «Мойдодыра».
11. Мороз щиплет нос.
12. Встреча с насекомыми.
13. Правила поведения на природе.

Задачи, которые решает педагог:
-приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
-формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Исходя из задач, основные формы взаимодействия педагога с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения:
1. Подвижные, ролевые, дидактические игры.
2. Тематические занятия.
3. Беседы.
4. Экскурсии.
5. Целевые прогулки.
6. Проблемные ситуации.
7. Вечера развлечений.
8. Рисование.
9. Ручной труд.
10. Чтение художественной литературы.
11. Литературные викторины.

Самыми эффективными формами взаимодействия по данному направлению считаются чтение художественной литературы и последующее обсуждение, а также проигрывание проблемных ситуаций.
Например, воспитатель, после прочтения стихотворения К. Чуковского: «Бармалей», может спросить: «Что нужно делать, чтобы не попасть в руки к Бармалею? Как нужно вести себя, если встретишь на улице, во дворе или в подъезде незнакомого человека?» И т.д.
После обсуждения литературного произведения педагог должен предложить проблемную ситуацию, чтобы закрепить знания детей.
Например, педагог говорит: «Представьте, вы играете во дворе, подходит незнакомый мужчина и говорит: девочка (мальчик), пойдем со мной. Ты пойдешь? А ты?.. А если он скажет, что он знакомый или друг вашего папы, мамы, бабушки?.. А если он скажет, что дома у него много игрушек, компьютер, что он угостит тебя конфетами, мороженным, покатает на машине? Ты ведь не знаешь, добрый этот дядя или злой, что же делать?»
В заключении можно представить сюжетные картинки по теме и спросить, правильно поступает тот или иной герой на картинке. (На одном рисунке мальчик берет конфеты и идет с незнакомым человеком, на другой – отталкивает незнакомца).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности с практической реализацией этого направления, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.