Лэпбук как современное средство ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения

Из опыта работы

«Лэпбук как современное средство ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения»

 

Тубасова Светлана Константиновна,

 воспитатель МБДОУ № 25,

Соколова Анна Викторовна,

 учитель-логопед МБДОУ № 25,

 г. Мончегорск Мурманской обл.

 

В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  необходимо знакомить дошкольников с правилами дорожного движения и параллельно  с правилами личной безопасности и безопасного поведения.

В рамках внедрения ФГОС дошкольного образования  педагоги нашего дошкольного учреждения стали искать новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.  Мы изучили  и решили использовать в своей работе совершенно новую технологию, современное дидактическое  пособие – лэпбук.

В переводе с английского (lapbook) означает «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Лэпбук — это самодельная книжка (папка)-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и двигающимися деталями, в которую помещены материалы на одну определённую тему.

Это прекрасный способ закрепить лексическую тему с детьми, осмыслить содержание литературного произведения, провести опытно-экспериментальную, исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и отборе информации. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

 Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук:

  • информативен: (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме);
  • полифункционален: используется в разных видах деятельности; способствует развитию творчества, воображения;
  • есть возможность использовать его как со всей группой, так и индивидуально;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • доступен: его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по теме,  работая над которой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материалы по всем пяти направлениям. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Лэпбук является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Преимущества использования современного дидактического пособия:

  1.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
  2. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью работает на знакомом материале, и незаметно для себя повторяет пройденный материал.
  3. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.
  4. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
  5. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  6. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а также может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.

Хотим  предоставить вам дидактическое пособие лэпбук «Опасные помощники» и «Отважная  профессия – пожарный» — итог проектной деятельности « Опасные помощники».

 Лэпбук « Опасные помощники»,  состоит из 4 разделов:

1 раздел « Пожарная безопасность»

1 страница   представлена д\и  «Пригодится при пожаре. Не пригодится при пожаре». Цель: научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному.

 «Чего нельзя делать?» — закрепить правила безопасного поведения.

2 страница словесная игра « Доскажи словечко», « Придумай рассказ по картинкам».

 « Огнеопасные предметы»- цель, которой среди опасных предметов найти те, которые часто являются причиной пожара.

 2 раздел «  Ох, уж эти волшебные зелья»

 На первой странице мы видим номер телефона скорой помощи, который необходимо набирать при отравлении, порезах, ушибах.

Представлен д\и « Если малыш поранился»- цель , которой  закрепить с детьми действия при оказании первой медицинской помощи.

На второй странице – конвертик «Не ешь незнакомые таблетки» — открыв, который дети увидят предостережение от употребления таблеток.

 «Разгадай загадку, найди отгадку» — загадка про градусник, и среди предметов нужно найти градусник.

Д\и «Что нужно доктору?», «Первая помощь».

3 раздел «Жалит не только оса» на первой странице коробочка, «Какая польза? Какой вред?», в ней картинки предметов, рассматривая предметы ребёнок называет какую пользу или какой вред приносят те или иные предметы.

Загадки.

д\и «С чем можно играть», «Для чего, что?»

на второй странице – «Техника безопасности при работе с ножницами»

Раскраски.

Д\и « Найди опасные предметы»

4 раздел (обобщающий) « Правила личной безопасности»

на 1 странице

«Домашние опасности»- развернув картинку, дети могут рассмотреть иллюстрации,  какие  домашние опасности их подстерегают дома.

Д\и « Найди опасный предмет»

на 2 странице —  Правила безопасности в стихах,

д\и «Когда ты дома один?» —  иллюстрации, рассмотрев которые ребёнок вспомнит правила поведения, дома , если он остался один.

«Разрезные картинки»

«Один дома» — гармошка – ситуаций

На 3 странице —  иллюстративный материал ситуаций, которые могут стать причиной пожара.

Лабиринты.

«Знаки пожарной безопасности»

4 страница – Сказка «Опасный уголёк» (плоскостной театр). Цель: закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

  1. Дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред,
  2. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения в случаях возникновения пожара,
  3. Закрепить знания детей о технике, помогающей человеку тушить пожар и о профессии пожарного, познакомить с номером «01».

5 страница — телефоны службы спасения – ребёнок называет нужный номер, и открыв окошечко проверяет себя.

В Коробочке «Собери профессию»- спрятаны разрезные картинки  пожарного, врача, полицейского, которые надо собрать.

Огненные пословицы  поговорки.

6 страница — картотеки – п\и по безопасности дошкольников, правила безопасности в стихах,  д\и по безопасности, загадки на тему « Опасные предметы»

Азбука безопасности в стихах и загадках.

 И на обложке книги папка с иллюстративным материалом по теме, и  книга из серии « Азбука безопасности» —  « Ты один дома».

Лэпбук « Отважная  профессия – пожарный»

— «Пожарный щит». Цель — познакомить дошкольников со средствами пожаротушения.

— Д\И «Выбери нужное»- цель, выбрать из предложенных предметов, те которые используются при тушении пожаров.

«Действия при пожаре» — знаки пожарной безопасности.

«Пригодится при пожаре» — средства пожаротушения

«Собери пожарного» — разрезные картинки

— Загадки

— Раскраски

— «Если наступит беда»- иллюстрация, изображающая действия пожарных во время пожара, она  сложена, и развернув её ребёнок может рассмотреть.

— История пожарной техники в России – иллюстрация-гармошка, развернув её ребенок, может проследить историю развития пожарной техники.

— Игры по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста

— Иллюстративный материал по пожарной безопасности « Это спичка- невеличка»

— Пожарная техника (книга).

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится создателем своей собственной книги. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

На наш  взгляд, лэпбук –  это эффективная технология дошкольного образования.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Лэпбук как современное средство ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения”

  1. Маша:

    Очень интересная статья, спасибо!