Как развивать самостоятельность дошкольников

дети играют

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из актуальных задач является задача развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Как решить эту задачу?

Первое направление: создать вариативную развивающую предметно-пространственную среду (игровые центры, художественные центры, библиотечные центры, исследовательские лаборатории, мастерские, студии).

А именно:

 периодически менять и обновлять предметное содержание центров и мастерских;

 — предлагать воспитанникам полифункциональные игры и игрушки;

— обогащать развивающую среду предметами и пособиями, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;

— обеспечить свободный выбор детьми материала, как по его качеству, так и по количеству.

Второе направление: организовать педагогическое взаимодействие с детьми.

 В процессе взаимодействия:

— поощрять познавательный интерес дошкольников к освоению окружающего мира;

— побуждать воспитанников к применению усвоенных знаний и умений в практической самостоятельной деятельности;

— ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;

— формировать умение дошкольников планировать собственные действия;

— использовать специальные педагогические приемы: обучение в сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного привлекательного для детей оборудования;

— поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий.

В какой деятельности воспитанников проявляется самостоятельность?

  1. В социально-коммуникативном развитии:

— игры в развивающих центрах;

— сюжетно-ролевые игры, индивидуальные игры, совместные игры;

— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

— все виды деятельности, предполагающие выполнение гигиенических процедур, самообслуживание;

— трудовая деятельность.

  1. В познавательном развитии:

— самостоятельные творческие игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры;

—  настольно-печатные игры, дидактические игры;

—  рассматривание тематических альбомов и книг;

— наблюдения, экспериментирование;

— труд в природе.

  1. В речевом развитии:

— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

— самостоятельное рассказывание;

— самостоятельные игры по мотивам художественных произведений;

— рассматривание книг, альбомов, картин и картинок;

— совместные со сверстниками творческие, развивающие, театрализованные, речевые игры.

  1. В художественно-эстетическом развитииВ :

— игры в художественно-эстетических центрах;

— самостоятельное рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование;

— рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;

— слушание, пение и музыкальные импровизации в движении, игре на музыкальных инструментах;

 самостоятельные игры-драматизации.

  1. В физическом развитии:

— самостоятельные подвижные игры, спортивные игры;

— соревнования, эстафеты.

 

 Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

8 комментариев к записи “Как развивать самостоятельность дошкольников”

  1. vetka:

    Добрый вечер! Я с огромным удовольствием читаю все Ваши статьи. Столько в них нахожу для себя, просто кладезь. Ваша статья, прекрасная идея для семинар- практикума.Белла Геннадьевна, подскажите пожалуйста интересную тему, вернее как бы семинар красиво назвать.Спасибо.

    • admin:

      Veta, спасибо Вам за такой прекрасный отзыв! Мне, правда, очень приятно! Стараюсь)))
      Да, Вы правы, можно сделать семинар по этой теме. Назвать, наверное, можно так:
      1. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в практической деятельности.
      2. Способы развития детской инициативности и самостоятельности в условиях ДОУ.

  2. Людмила:

    Бэлла Геннадьевна, подскажите пожалуйста как описать наличие системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям фгос

    • admin:

      Людмила, надо написать какие формы взаимодействия с детьми используете, какие методы и технологии применяете. Какие создаёте условия (псих-пед. условия, предметно-пространств. среда).

      • Людмила:

        Бэлла Геннадьевна, спасибо за помощь. Получала ее неоднократно. Купила книгу «Методические подсказки». Основательно ее пока не смотрела. По-моему, там есть ответы на данный вопрос. Так ли это?

        • admin:

          Людмила, да, в «Методических подсказках» есть про псих-пед условия, формы взаимодействия и многое другое. По большому счету, если умело списывать с этой книжки, то можно написать не один самоанализ или отчет. Просто почаще применять «Я» в тексте. Я об этом статью написала, посмотрите, пожалуйста. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-rabotat-s-knigoy-metodicheskie-podskazki/.html

  3. Людмила:

    Бэлла Геннадьевна, спасибо за помощь