В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из актуальных задач является задача развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Как решить эту задачу?
Первое направление: создать вариативную развивающую предметно-пространственную среду (игровые центры, художественные центры, библиотечные центры, исследовательские лаборатории, мастерские, студии).
А именно:
— периодически менять и обновлять предметное содержание центров и мастерских;
— предлагать воспитанникам полифункциональные игры и игрушки;
— обогащать развивающую среду предметами и пособиями, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
— обеспечить свободный выбор детьми материала, как по его качеству, так и по количеству.
Второе направление: организовать педагогическое взаимодействие с детьми.
В процессе взаимодействия:
— поощрять познавательный интерес дошкольников к освоению окружающего мира;
— побуждать воспитанников к применению усвоенных знаний и умений в практической самостоятельной деятельности;
— ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;
— формировать умение дошкольников планировать собственные действия;
— использовать специальные педагогические приемы: обучение в сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного привлекательного для детей оборудования;
— поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий.
В какой деятельности воспитанников проявляется самостоятельность?
- В социально-коммуникативном развитии:
— игры в развивающих центрах;
— сюжетно-ролевые игры, индивидуальные игры, совместные игры;
— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
— все виды деятельности, предполагающие выполнение гигиенических процедур, самообслуживание;
— трудовая деятельность.
- В познавательном развитии:
— самостоятельные творческие игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры;
— настольно-печатные игры, дидактические игры;
— рассматривание тематических альбомов и книг;
— наблюдения, экспериментирование;
— труд в природе.
- В речевом развитии:
— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
— самостоятельное рассказывание;
— самостоятельные игры по мотивам художественных произведений;
— рассматривание книг, альбомов, картин и картинок;
— совместные со сверстниками творческие, развивающие, театрализованные, речевые игры.
- В художественно-эстетическом развитииВ :
— игры в художественно-эстетических центрах;
— самостоятельное рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование;
— рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;
— слушание, пение и музыкальные импровизации в движении, игре на музыкальных инструментах;
самостоятельные игры-драматизации.
- В физическом развитии:
— самостоятельные подвижные игры, спортивные игры;
— соревнования, эстафеты.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Добрый вечер! Я с огромным удовольствием читаю все Ваши статьи. Столько в них нахожу для себя, просто кладезь. Ваша статья, прекрасная идея для семинар- практикума.Белла Геннадьевна, подскажите пожалуйста интересную тему, вернее как бы семинар красиво назвать.Спасибо.
Veta, спасибо Вам за такой прекрасный отзыв! Мне, правда, очень приятно! Стараюсь)))
Да, Вы правы, можно сделать семинар по этой теме. Назвать, наверное, можно так:
1. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в практической деятельности.
2. Способы развития детской инициативности и самостоятельности в условиях ДОУ.
Спасибо за подсказку!!!!!!
Бэлла Геннадьевна, подскажите пожалуйста как описать наличие системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям фгос
Людмила, надо написать какие формы взаимодействия с детьми используете, какие методы и технологии применяете. Какие создаёте условия (псих-пед. условия, предметно-пространств. среда).
Бэлла Геннадьевна, спасибо за помощь. Получала ее неоднократно. Купила книгу «Методические подсказки». Основательно ее пока не смотрела. По-моему, там есть ответы на данный вопрос. Так ли это?
Людмила, да, в «Методических подсказках» есть про псих-пед условия, формы взаимодействия и многое другое. По большому счету, если умело списывать с этой книжки, то можно написать не один самоанализ или отчет. Просто почаще применять «Я» в тексте. Я об этом статью написала, посмотрите, пожалуйста. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-rabotat-s-knigoy-metodicheskie-podskazki/.html
Бэлла Геннадьевна, спасибо за помощь