Анализ требований к содержанию оздоровительной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие» позволил выделить приоритеты, на которые следует обратить внимание воспитателям, инструкторам по физической культуре и медицинским работникам дошкольных учреждений.
В целях сохранения и укрепления физического здоровья детей, с учетом географических и климатических условий, рекомендуется использовать не отдельные способы оздоровления, а эффективно применять систему методов, средств и различные формы организации данной деятельности.
К тому же, педагог в своих отчетах, самоанализе и в портфолио обязан упомянуть о системе мероприятий по оздоровлению дошкольников, а также взаимодействию с родителями и медицинскими работниками по данному направлению.
Итак, педагогическому коллективу и медицинскому персоналу дошкольного учреждения следует разработать следующий комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий.
1. Организационные мероприятия:
— выявление ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью формирования специализированной оздоровительной группы;
— создание административных условий для осуществления оздоровительного процесса;
— составление индивидуального плана оздоровления каждого ребенка с учетом заболевания.
2. Профилактические мероприятия:
— установление четкого санитарно-гигиенического режима для ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями;
— дифференцированная коррекция режима дня и питания воспитанников;
— закаливание в сочетании с массажем, дыхательной гимнастикой и другими лечебно-физкультурными мероприятиями;
— активное воздействие на здоровый образ жизни ребенка путем целенаправленного просвещения родителей;
— формирование потребности у детей в физическом саморазвитии.
3. Лечебные мероприятия:
— медицинское воздействие на вторичные очаги инфекционных заболеваний;
— противорецидивное лечение детей с хроническими заболеваниями.
4. Восстановительные мероприятия:
— щадящие физические занятия с целью восстановления здоровья и адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;
— дифференцированные физические нагрузки и подвижные игры на свежем воздухе, направленные на укрепление здоровья дошкольников;
— целевая физическая подготовка, направленная на сохранение здоровья;
— медико-педагогический мониторинг физического развития детей.
Все организационные и лечебно-профилактические мероприятия тесно связаны между собой в строгой последовательности, на каждом этапе обеспечивается качественно новое направление в оздоровлении, а также создается база для следующего. При этом прямым итоговым показателем оздоровительного процесса является стабильная посещаемость воспитанниками детского сада.
Знания о способах физического развития дошкольников играют роль системообразующего фактора, вокруг которого выстраивается содержание деятельности.
Другим важным моментом является объединение усилий ДОУ и семьи. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами оздоровительный процесс (например, посредством родительских собраний по оздоровлению) позволяет значительно повысить его эффективность.
Работу следует проводить по нескольким направлениям:
— повышение психолого-педагогической культуры родителей;
— оказание помощи семьям в физическом развитии детей;
— изучение и обобщение опыта семейного воспитания по оздоровлению ребенка.
Взаимодействие осуществляется на основе таких принципов как:
— единый подход педагогов и родителей к процессу оздоровления;
— взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях;
— дифференцированный подход к каждой семье;
— равноправие и равноответственность родителей и педагогов.
Таким образом, только взаимосвязанная совокупность рассмотренных мероприятий приведет к совершенствованию оздоровительного процесса дошкольников и представит качественно новую для педагогов систему способов оздоровления ребенка.
Об игровом стретчинге Вы можете узнать, скачав материалы на странице «Библиотека» в разделе «Физическое развитие».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте Белла Геннадьевна! Помогите пожалуйста поставить цель и задачи физкультурного досуга во второй младшей группе.
Алевтина, я считаю, что не нужно к развлечениям и досугам расписывать задачи. Достаточно написать цель. В Вашем случае цель будет такая: вызвать положительные эмоции в процессе подвижной игровой деятельности.
Добрый день, Белла Геннадьевна, наш детский сад работает по программе «Детство» Т. И. Бабаева, но диагностика по ФИЗО в ней не разработана, какой диагностикой можно пользоваться? Спасибо.
Наталья, как Вы знаете, пользоваться нужно только диагностикой той программы, по которой работаете. У «Детства» же была толстенная книга по ФГТ (там и диагностика была, к сожалению, сейчас не вспомню, как она называется). Если нет диагностики по ФГОС, то уж не будет криминальным, если возьмёте по ФГТ (ну что делать). Попробуйте найти книгу «Образовательная область «Физическая культура». Методический комплект программы «Детство». Там есть глава, которая посвящена мониторингу достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной области «Физическая культура».
Спасибо. не могли бы вы мне подсказать еще несколько актуальных тем по ФИЗО на следующий аттестационный период(кроме здоровьезберегающих тех. и развевающей среды)
Наталья, самая актуальная и самая сложная (не только по ФИЗО) — это развитие личностных качеств дошкольников в той или иной деятельности. ФГОС обращает внимание на активность, инициативу, эмоциональность, самостоятельность,творчество, любознательность детей. Сложность в том, что:
1) личностные качества — это уже психология (а не все педагоги сильны в этом),
2) мониторинг (диагностировать личностные качества всегда сложнее, чем ЗУНы)
Белла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста,разобраться в чем отличие здоровьесберегающих технологий от здоровьеразвивающих технологий. Какие современные здоровьеразвивающие технологии и программы существуют(кроме Бостехнологии, Базарнова В., Лазарева «Здравствуй»,Кудрявцева).Очень надеюсь на вашу помощь.
Марина, я Вам ответила под статьей «Самоанализ педагога дошкольного учреждения» (рубрика «Аттестация педагога»). Вы там задали свой вопрос. Посмотрите, пожалуйста.
Здравствуйте, Белла Геннадьевна. Подскажите пожалуйста. можно ли пользовать для диагностики «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО» И кого писать Автором диагностики? Авторов методички -Авторский коллектив: Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т? Я работаю инструктором по ФИЗО 20 октября аттестуюсь. С диагностикой у нас полная неразбериха. Диагностику исходного уровня я делала по программе «Детство»(по ней мы работаем). А в заявлении на аттестацию я уже заявила , что диагностику проводила по методички. Теперь совсем запуталась что делать. Диагностику требовали за 5 лет, теперь сказали что подробно только за год. Очень нужен ваш совет. Скажите как правильно поступить. Спасибо за ваш труд!