Портфолио предъявляется в форме накопительной папки достижений как при непосредственно аттестации педагога, так и во время межаттестационного периода. Оно должно содержать анализ и результаты образовательной работы. Поэтому в папке будут как рефлексивно-аналитические тексты, так и документы, свидетельствующие о достижениях самого работника и его воспитанников. Это могут быть справки или свидетельства о выступлениях на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях и других педагогических мероприятиях, а также дипломы, грамоты, свидетельства об участии в мероприятиях и конкурсах детей.
Уровень профессионализма аттестуемого могут подтверждать:
— обобщение и распространение опыта на всех уровнях;
— выступления на семинарах, конференциях;
— научно-методические публикации;
— участие в профессиональных конкурсах на всех уровнях;
— курсы повышения квалификации;
— работа в творческих группах;
— участие в экспериментальной деятельности;
— предоставление дополнительных образовательных услуг.
Комплекс таких материалов позволит сделать экспертное заключение в ходе аттестации.
Структура портфолио:
— титульный лист (ФИО, место работы, образование, стаж работы (общий, в конкретном учреждении), квалиф. категория и срок ее действия, награды, звания);
— оглавление (с наименованиями материалов и номерами страниц);
— пояснительная записка;
— содержание портфолио;
— приложение.
В пояснительной записке необходимо объяснить, какие материалы и почему включены в портфолио.
Например: «Выбор документов и материалов портфолио определялся характером поставленных задач, спецификой развития способностей дошкольников, методической темой по самообразованию …» или » В соответствии с положениями и требованиями ФГОС дошкольного образования в портфолио представлены…»
Указываются цель и задачи своей педагогической деятельности (одна общая цель и 3-4 конкретные задачи).
В содержании портфолио должны присутствовать материалы по применяемым педагогическим технологиям, методикам, приемам и средствам обучения. Обязательно нужно обосновать выбор используемых технологий и методик.
Обоснование можно начать так: «Указанный программно-методический комплекс соответствует современным требованиям к дошкольному образованию, поставленной цели и задачам». Или так: «Данные методы (приемы, средства) имеют развивающий характер, ориентированы на системное развитие каждого ребенка и его образование в процессе овладения им практической деятельности».
В содержании портфолио отражаются:
— методическая тема (тема по самообразованию) и материалы по ней;
— диагностика (не только результаты, но и краткое описание);
— самоанализ педагогической деятельности;
— материалы, содержащие конкретные результаты деятельности аттестуемого.
Можно включить:
— описание творческих, проектных, исследовательских работ;
— описание опытно-экспериментальной деятельности;
— результаты в области здоровьесбережения детей.
Показатели уровня достижений воспитанников также включается в содержание портфолио. Педагог должен отобразить позитивную динамику качества образования воспитанников и результативность их участия в различных конкурсах, концертах на всех уровнях за последние 5 лет.
В приложении должны быть:
— свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях;
— грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы коллег, родителей и другие документы свидетельствующие о результатах педагогической деятельности.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в разработке портфолио, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте, иду на аттестацию как старший воспитатель (работаю в этой должности 1 год). Подскажите,пожалуйста структуру портфолио для старшего воспитателя. Спасибо.
Юлия, прежде всего, ориентируйтесь на требования своего региона по аттестации (потому что они разные в каждом регионе). В портфолио должны быть анализ и результаты Вашей деятельности, а также документы, подтверждающие это (сертификаты, дипломы, свидетельства об участии в мероприятиях и конкурсах). Структура примерно одинаковая для всех портфолио: пояснительная записка, содержание и приложения.
Спасибо
здравствуйте, я воспитатель логопедической группы, выбрала тему развитие коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованной деятельности, как Вы думаете, не обширна ли она, и еще вопрос для меня как воспитателя коррекционной группы, необходим блок вопросов тестирования логопедического характера, на сайте НИРО Нижнего Новгорода, никакой информации нет, а как в других регионах проходит тестирование воспитателей логогрупп
Татьяна, тема у Вас хорошая и грамотная. Конечно, сюда входит много компонентов (практически все задачи по развитию речи). Но Вы сами ограничили эту обширную тему в рамки театрализованной деятельности (и правильно сделали). Думаю, что волноваться по поводу обширности не нужно.
Насчет тестов. В каждом регионе аттестация проходит по-разному, где-то сложнее, где-то полегче (это на мой взгляд). Тесты не у всех. У кого-то очень много практических заданий, отчеты по самообследованию своей деятельности. А некоторые заполняют информационную карту и пишут самоанализ. Сравнивать нам с Вами процедуры аттестации смысла нет, потому что от этого ничего не изменится.
А насчет недостающей информации Вы обязательно спросите (не стесняйтесь) у старшего воспитателя, а она – в НИРО. Вам обязаны разъяснить всю процедуру аттестации.