Для аттестации педагога, а также для определения эффективности своей педагогической деятельности очень важен самоанализ этой деятельности. Проведение подобного исследования – обязательный этап в профессиональном совершенствовании. Это нужно для изучения состояния и результатов педагогического процесса, а также для определения путей дальнейшего совершенствования.
Основными направлениями обследования образовательной деятельности являются:
— обследование уровня развития детей (диагностика);
— анализ форм взаимодействия с точки зрения оценки деятельности детей;
— анализ форм взаимодействия с точки зрения оценки деятельности педагога;
— анализ предметно-развивающей среды в группе детского сада;
— самоанализ профессиональной деятельности педагога.
Следует помнить, что одноразовая процедура диагностики детей не может претендовать на исключительную роль. Необходима диагностика-процесс, потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации.
При документальном оформлении диагностических материалов указываются автор диагностики, цель, оборудование, материалы, ход обследования. По результатам обследования детей формулируются выводы (общая оценка развития воспитанников в группе, причины преобладания высокого или низкого уровня, состояние развивающей среды, затруднения в планировании, влияние семьи, состояние здоровья и т.д.)
Анализируя формы взаимодействия с точки зрения оценки деятельности детей, ориентируются на три главных критерия:
— сохранение интереса и внимания к деятельности при взаимодействии с педагогом и другими детьми;
— активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач;
— усвоение программного содержания.
При анализе собственной деятельности при взаимодействии с детьми, особое внимание уделить:
— умению точно формулировать задания;
— подбору материала и оборудования;
— удовлетворению двигательной активности воспитанников;
— использованию разнообразных форм организации детей (работа по подгруппам, в парах, индивидуальная, коллективная).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, при создании предметно-развивающей среды в группе компетентность педагога выражается в наличии разнообразного оборудования для игр и занятий, соответствии его возрасту детей. Немаловажное значение имеет умение педагога объяснить, для чего и с какой целью представлены те или иные игры и пособия.
В структуре самоанализа можно выделить два этапа:
— собственно самоанализ, в процессе которого необходимо разложить имеющийся педагогический опыт на составные части и отдельно их проанализировать;
— самообобщение, в ходе которого формулируются обобщающие, итоговые выводы по результатам сделанного анализа.
На первом этапе необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному обобщению, и лишь после этого сделать итоговые выводы. При этом свой опыт нужно соотнести с основными задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период.
Пригодятся факты и информация по методической теме, дидактическое обеспечение к занятиям, методические разработки, рефераты, пособия, а также материалы по кружковой работе, материалы выступлений на методических объединениях, семинарах, конференциях и др.
На втором этапе необходимо произвести проблемный анализ. Нужно описать те направления деятельности, которые были успешно решены за истекшее время. Указывается, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (методические, семинары, лектории для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.). Затем необходимо описать существующие проблемы в работе и имеющиеся ресурсы для их устранения.
В заключительной части анализа указываются ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности, т.е., те задачи, которые предстоит в ближайшее время усовершенствовать и развить. Понимание направления и перспективы профессионального роста очень важно при аттестации педагога.
Не забудьте, что в самоанализе должны быть отражены работа с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и социумом.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в разработке самоанализа, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Скажите пожалуйста,как сейчас правильно назвать свою работу в межаттестационный период-если раньше писали аналитический отчет,то сейчас как?творческая работа?
Анна! Принципиальной разницы в названии нет. Можно назвать самоанализ образовательной деятельности или анализ педагогической деятельности. Ориентируйтесь на требования начальства (т.е., как в Вашем регионе или д/саду называют этот отчет).
Добрый день!Вы не смогли ба посмотреть мой самоанализ.Посоветовали, сделали замечание если что, то надо добавить?
Татьяна! Присылайте свой самоанализ на электронную почту detstvogid@yandex.ru
Посмотрю.
Уважаемая Белла Геннадьевна!Я учитель родного языка в МБДОУ. Работаю всего 2 года. Подскажите, как написать самоанализ на первую категорию в 2015г, образец.
Светлана, пишу очень упрощенно: сначала в самоанализе Вы пишите, на основании какой программы (программ) работаете, какие задачи ставите, какими технологиями и методиками владеете и т.д. Затем Вы пишите, что сделали, разработали, составили, применили, показали, где выступили, какие создали условия для успешной реализации поставленных задач. Напишите, где участвовали со своими детьми (конкурсы, фестивали, викторины от уровня д/с и до общероссийских в Интернете), какие места и награды завоевали дети. Не забудьте про работу с родителями и педагогами. Вставьте анализ про тему по самообразованию (примерно по этой же схеме).
Повторяю, это примерная и упрощенная схема по самоанализу. Знайте, что в каждом регионе разработаны и утверждены свои нормативные документы по аттестации. Есть общие моменты, но есть и различия в каждом регионе. Поэтому смотрите требования по своему региону и обязательно посоветуйтесь со своим стар. воспитателем.
Спасибо за помощь!
Здравствуйте, Бэлла Геннадьевна!Посмотрите пожалуйста мой самоанализ.
Светлана, присылайте на почту сайта.
Здравствуйте, Бэлла Геннадьевна!подскажите, пожалуйста,как правильно написать о позитивной адаптации выпускников детского сада в первом классе. Спасибо!
Елена, (не знаю, правильно ли я поняла Ваш вопрос) можно написать так:
1. Обеспечение условий для позитивной адаптации выпускников д/сада в первом классе.
2. Психолого-педагогическая поддержка адаптации выпускников д/сада в первом классе.
Уважаемая Белла Геннадьевна! Искренне признательна вам за помощь.Спасибо!Доброго здоровья, удачи вам и вашим близким.
Удачи, Вам, Светлана!
Здравствуйте! Впервые аттестуюсь как воспитатель. Анализирую работу кружка. Достаточно ли результатов одного года? Если учесть, что самоанализ не более 6 страниц, не получается описать анализ второго года. Спасибо.
Светлана, анализа и результатов одного года не достаточно. Писать нужно только конкретику: что сделала, разработала, провела, перечень открытых мероприятий, перечень выступлений детей и т.д. Шести страниц должно хватить. И ещё: если это анализ к аттестации, то почему только прописываете работу кружка, а где вся остальная деятельность как воспитателя? Вы обязательно уточните у старшего воспитателя этот вопрос, может быть, Вы не всё поняли (а, может быть, и я не так поняла Ваш вопрос).
Здравствуйте, Бэлла Геннадьевна! Извините за невнимательность. Переводом перешли в новый сад. Методист на новой должности без опыта. Помогаем друг другу чем можем, но пользы от этого пока мало. В комментариях я читала, что Вы не отказываете коллегам посмотреть самоанализ работы. Помогите, пожалуйста! Ваши рекомендации мне бы очень помогли.
Светлана, присылайте.
Бэла Геннадьевна, какая разница между заявлением и самоанализом?! Что в заявлении пишем что изготовили, разработали, провели, организовали, где участвовали, это же и в самоанализе дублируем. Разведите эти два документа, пожалуйста)))
Наталья, в каждом регионе требования к предоставляемым документам на аттестацию разные. Где-то в самом заявлении пишут и просьбу аттестовать («прошу аттестовать на 1 категорию … данные о себе») и самоанализ своей пед. деятельности. Где-то — отдельно заявление (на одном листочке) и отдельно самоанализ. В некоторых регионах все документы предоставляются в электронном варианте. Вы обязательно спросите об этом у старшего воспитателя, т.е. как в Вашем регионе нужно подавать документы.
Бэла Геннадьевна, я сама и воспитатель и начинающий старший воспитатель. У нас необходимо два документа, заявление и самоанализ, поэтому у меня такой вопрос и возник, чем содержание этих документов отличается. Я работаю в направлении познавательного развития, отдаю предпочтение сенсорики, экспериментально-исследовательской деятельности, участвую в реализации пед.технологии «Клубный час», что необходимо написать в заявлении и в самоанализе, короткий пример можно по одной какой-нибудь деятельности?!
Наталья, скорее всего, в Вашем регионе в заявлении указывается только просьба об аттестации и сведения о себе, без самоанализа (всё равно надо смотреть требования Вашего региона, они есть на сайтах региона обязательно). И самоанализ, скорее всего, пишется по всей деятельности, а не только по теме самообразования. Мы же с Вами решили, что у Вас познавательное развитие в различных видах деятельности. Поэтому обозначаете в самоанализе тему, цель, задачи. И пишите:
Для успешной реализации поставленных задач мною был разработан практический материал:
1. Перспективное планирование по теме: «Познавательное развитие в различных видах деятельности», где учитываются основные виды детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная.
2. Конспекты занятий по сенсорике, исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим миром (я имею в виду «Клубный час», так как по-другому назвать не получится, «Клубный час» — это же социальное развитие — Б.Г.).
3. Консультации, презентации и рекомендации по содержанию и организации познавательного развития для педагогов и родителей (где-то надо вставить перечень этих консультаций – Б.Г.)
4. Картотека дидактических игр по…. (можно вставить список игр – Б.Г.)
5. И т.д.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО обновила развивающую предметно-пространственную среду. Оформила…
Большую роль уделяю работе с родителями …
Наталья, вот примерно так . Не забудьте написать о достижениях детей.
Цены Вам нет, Бэла Геннадьевна!!! Спасибо большое, за Ваши труды, за Ваше время уделенное нам. Дай Бог Вам крепкого, крепкого здоровья! Оставайтесь с нами подольше и в Вашем полку профессионалов обязательно прибудет!)))
Наталья, спасибо большое! Удачи Вам!
Белла Геннадьевна! Посмотрите пожалуйста мой самоанализ,методист на больничном, пишу всё сама, ссылаюсь на свой опыт и интернет.Заранее благодарна.
Лариса, присылайте.
Спасибо огромное, что посмотрели и поправили самоанализ. Скажите пожалуйста, как вас можно отблагодарить?
Лариса, вы уже сказали: «Спасибо огромное». Удачи Вам в прохождении аттестации!
Здравствуйте Белла Геннадьевна! Вы просили написать, как прошла аттестация. Считаю, что успешно. Эксперт дал оценку моему портфолио 90 баллов.
Лариса, поздравляю!!! Молодец! Ну, теперь отдохните немножко и начинайте готовиться к новой аттестации)))
Читаю Ваши комментарии и восхищаюсь! Насколько понятно и подробно Вы объясняете людям непонятные для них вещи.Большое Вам спасибо за Ваш труд! Низкий поклон!
Марина, спасибо огромное!!! Очень приятно слышать такие слова! Не зря, значит, сижу подолгу за компьютером)))
Здравствуйте Белла Геннадьевна!Читаю комментарии и понимаю, что очень хочу попросить Вас подсказать, из чего состоит самоанализ работы старшего воспитателя?»
Светлана, молодец, что хотите спросить))) Тем более, что ответ у меня был готов. Здесь на сайте есть статья «Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя» в рубрике «Аттестация педагогов». Полностью самоанализ я не стала писать, но представила подробный алгоритм. Посмотрите, пожалуйста.
Здравствуйте, прислали форму для самоанализа и самооценки по ФГОС для воспитателя. Сижу с ней уже неделю. Но так и не могу все заполнить. Не могли бы вы подсказать в каком направлении двигаться?
Юлия, скиньте ссылку. Какой регион? Наверно на сайте по аттестации (Вашей области) есть эта форма, посмотреть бы. Требования в разных регионах отличаются друг от друга. Поэтому не видя требований, сказать не могу.
Алтайский край, отправила вам на почту
Получила, посмотрю.
Готовлю материал на городской форум исследовательский проект » Волшебная сила магнита». Не могу описать новизну работы и связать это с фгос. Поделитесь пожалуйста идеями.
Вероника, новизну свяжите с современным подходом к взаимодействию с ребенком. Это личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Это индивидуализация образовательного процесса, построение индивидуальной траектории развития для каждого ребенка.
Связать со ФГОС достаточно просто. Исследовательская деятельность – это же познавательное развитие, т.е. одна из областей по ФГОС. Здесь на сайте есть раздел «Познавательное развитие». Там в статьях можете взять фразы (чаще в начале статьи и в задачах), которые Вам подходят. В разделе «ФГОС ДО» Вы можете переделать статью «Педагогические технологии в ДОУ». Если убрать фразу «педагогические технологии», а вставить «познавательно-исследовательская деятельность», то можно списывать практически всю статью.
Большое спасибо!!!
Белла Геннадьевна, добрый день. В данный момент пишу самоанализ на 1 категорию по теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» и все бы ничего шло своим чередом, но в какой-то момент я совсем застопарилась, и понимаю что в нужном направлении, но что то не идет. Как говорит методист,это она перегнула палку и закинула в ненужные дебри, а самое ужасное что я теперь все в кучу собрать не могу.(((( Вы не могли бы посмотреть и направить в нужное русло???Заранее большое спасибо!!!
Татьяна, присылайте на электронную почту detstvogid@yandex.ru
Белла Геннадьевна! Уточните , пожалуйста, в чем разница между здоровьесберегающими технологиями и здоровьеразвивающими? Какие здоровьеразвивающие технологии можно применять в образовательным процессе ? Я знаю только технологию Базарного, Кудрявцева. Спасибо .
Марина, если говорить о формулировках, то здоровьесберегающие технологии – это технологии, при помощи которых мы сохраняем и укрепляем физическое здоровье дошкольников. Здоровьеразвивающие подразумевают более широкое значение (комплексный подход) – это не только сохранение и укрепление физ. здоровья, но и учет возрастных и психофизиологических особенностей, создание эмоционально-психологического климата, создание условий для психического, эмоционального и духовно-нравственного здоровья.
По большому счету, практически любая здоровьесберегающая технология подходит под здоровьеразвивающую. Главное – правильно и методически грамотно её представить и описать с учетом всех компонентов.
Белла Геннадьевна, большое спасибо!