Из опыта работы
«Применение компетентностного подхода при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей»
Батраченко Ольга Николаевна,
воспитатель МКОУ Верх-Ирменская СОШ,
c. Верх-Ирмень, Ордынский район Новосибирской обл.
Задачи сотрудничества детского сада и семьи выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации своего собственного воспитательного потенциала по отношению к детям. Последний в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института.
Компетентностный подход, по нашему мнению, позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в качестве полноправных участников в воспитательный процесс и равноценных субъектов в управление дошкольным образовательным учреждением.
Исходя из обозначенных позиций, посмотрим на достаточно традиционные формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей под углом компетентностного подхода и постараемся определить потенциал данных форм для реализации его целевых установок.
Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей
Традиционный подход:
Родители получают представление о содержании и технологиях работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Компетентностный подход:
Эффективность повышается, если при проведении занятия воспитатель включает в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в тех или иных вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать что-то новое гостям).
Педагогический совет с участием родителей
Традиционный подход:
Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Компетентностный подход:
Плодотворен при участии родителей на всех этапах его организации и проведения, а также при условии присутствия на педсовете воспитателей группы.
Педагогические ситуации
Традиционный подход:
Обсуждение ситуаций активизирует родителей, делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Компетентностный подход:
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и участия в них семей воспитанников.
Телефон доверия
Традиционный подход:
В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как устно, так и письменно. Вопросы и предложения рассматриваются, на основе их анализа планируется работа с родителями.
Компетентностный подход:
Более эффективен, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают, на основе чего совместно планируется общая деятельность.
Тематические консультации
Традиционный подход:
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: три-четыре консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Компетентностный подход:
Эффективны при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов.
Собрание-встреча, круглый стол с родителями
Традиционный подход:
Обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с участием специалистов. На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.
Компетентностный подход:
Эффективность собраний-встреч и круглых столов повышается при использовании активизирующих методов:
— метод групповой дискуссии, стимулирующий родителей аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, свой опыт воспитания;
— метод видеокоррекции, предполагающий просмотр и анализ видеозаписи поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка в той или иной ситуации или при выполнении того или иного задания;
— метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок — педагог — родитель»;
— метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;
— метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
— метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе, и др.
Конференция с родителями
Традиционный подход:
Направлена на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье в форме докладов и презентаций родительских достижений.
Компетентностный подход:
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют и проигрывают различные педагогические ситуации. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.
Общие собрания родителей
Традиционный подход:
Обсуждаются общие вопросы работы дошкольного образовательного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.
Компетентностный подход:
Активность и заинтересованность родителей можно повысить, если включить в общее собрание элементы тренинга, мастер-класс, семинар-практикум, семинар, видеотренинг, презентацию, показ занятий на видеозаписи и пр.
Эпизодическое привлечение родителей к посещению д/сада
Традиционный подход:
Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между детьми, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе, в детском саду.
Компетентностный подход:
В детском саду могут быть организованы дежурства родителей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада, проведению досугов и развлечений. Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей позже, записать в специальную тетрадь.
Таким образом, реализация компетентностной основы в формах работы дошкольного учреждения с семьей позволяет перестроить взаимоотношения субъектов воспитания, организовать взаимную активность, ответственность и осознать общие результаты в процессе воспитания ребенка в детском саду и семье.