Из опыта работы
«Освоение воспитанниками социокультурных практик через реализацию педагогического проекта»
Алексеева Ольга Александровна,
Парфенова Светлана Александровна,
воспитатели МАДОУ № 35,
г. Апатиты
В последние десятилетия отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела в 2000 г. Ната Борисовна Крылова.
Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды его самостоятельной деятельности. Это освоение не только позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, но и негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Считаем, что, самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Поэтому свою работу строим, учитывая ряд принципов:
— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно;
— организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение разных задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие, помощь другим в быту).
В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными игрушками, пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.
Самостоятельные действия формируют у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) какие-то действия, организовать сюжет игры, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность. А эти качества необходимы всем детям. Самостоятельно организовывать свою деятельность должны уметь все воспитанники детского сада, независимо от возраста, чем старше дошкольник, тем продолжительнее и насыщеннее их самостоятельная деятельность. Она может быть как индивидуальной, так и групповой. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те знания, умения и навыки, которые воспитанники уже получили в совместной деятельности и не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид занятия.
Более подробно в своем выступлении мы хотели бы остановиться на культурных практиках в аспекте социально-личностного общения воспитанников.
На наш взгляд, наряду с работой по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками, следует учить строить отношения старших дошкольников с младшими и наоборот. Организуя межвозрастное общение, поставили перед собой ряд задач:
- Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.
- Обогатить образ «Я» старших дошкольников представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых.
- Развивать у младших дошкольников желание приобретать положительный опыт в общении со старшими сверстниками, воспитывать уверенность в собственных силах и возможностях.
Цель межвозрастного общения – формирование положительных эмоций у детей обеих групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в решении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера мы обогащаем представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, связывая с содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы помогаем малышам одеваться» и пр.)
Руководствуясь вышесказанным, мы разработали и реализовали педагогический проект «Лучики», «Искрята» — дружные ребята!». Это проект, направленный на социально-коммуникативное развитие дошкольников, участниками которого стали воспитанники двух групп – подготовительной – «Лучики» и второй младшей – «Искрята», а также педагоги этих групп. Реализация данного проекта проходила в течение учебного года. Цель проекта — усвоение детьми социальных и культурно-человеческих ценностей.
Задачи, которые мы решали:
- Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях.
- Воспитывать чуткое и заботливое отношение к малышам, по отношению друг к другу.
- Воспитывать такие качества, как внимание, желание прийти на помощь.
- Воспитывать потребность радовать малышей своими добрыми делами, учить получать радость от факта бескорыстного дарения.
- Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
- Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
- Развивать мелкую моторику, сенсорные навыки малышей, навыки самообслуживания.
- Развивать у воспитанников социальную компетентность.
- Обучать малышей сюжетно-ролевым действиям.
С чего же все началось?
— Вы не поверите, однажды
Ребята в шутку, и всерьез
Из группы «Лучики» решили
Задать нам вот такой вопрос:
— Когда мы были малышами,
Мы не могли одеться сами?
— Конечно, — мы им отвечали,-
Все взрослые вам помогали!
— Давайте тоже помогать
Искрят все вместе одевать!
Такой в итоге был ответ.
Так появился наш проект.
Вашему вниманию мы бы хотели представить отчет реализации практического этапа проекта. Начали мы именно с того, что попросили старших дошкольников научить малышей одеваться на прогулку. Во время одевания происходило очень ценное свободное (нерегламентированное) общение. В непринужденной беседе малыши узнавали название предметов и деталей одежды, усваивали правильный алгоритм одевания и раздевания, происходил процесс узнавания друг друга, сближения, в результате чего ребята подружились и стали желанными гостями в группах друг у друга.
Совместные игры чаще всего организовывали во вторую половину дня. Играя вместе, дети приобретали навык взаимодействия друг с другом. Обогащенный старшими дошкольниками сюжет игры помогал малышам приобрести новый игровой опыт, расширить игровые действия. В то же время, детям подготовительной группы приходилось проявлять выдержку, терпение, смекалку. Нередко, в конфликтных ситуациях, старшие дошкольники, опираясь на свой опыт и знания, могли наладить общение, не прибегая к помощи взрослых.
Заметили, что для детей наших групп стало приятным занятием преподносить подарки, даря хорошее настроение окружающим. Одним из таких подарков, которыми обменялись наши воспитанники, стали книги. И это натолкнуло нас на мысль создать «Клуб юных читателей». Ребята не просто рассматривали иллюстрации к книгам, но и рассказывали друг другу их содержание, обменивались эмоциями, мнениями по поводу того или иного сюжета.
Изготовление подарков не только к различным праздникам, но и просто так стало традиционным занятием.
Во время прогулок привлекали детей к совместным играм на площадке с песком, снегом. Старшие дошкольники оказывали помощь младшим в усвоении ходьбы на лыжах. Организовывали совместные оздоровительные прогулки и пробежки вокруг детского сада. Разработали и провели совместный физкультурный досуг «В гостях у Снеговика».
В течение учебного года в наших группах были оформлены мини-музеи. В подготовительной – «Музей Ангела», «Царь Игрушка – Кукла», которые дали возможность через образ ангела и традиционной народной куклы приобщить воспитанников к духовно-нравственным ценностям, истокам русской народной культуры.
«Музей Природы» во второй младшей группе показал детям многообразие природного мира и стал хорошей мотивацией для развития познавательного интереса. Пригласив друг друга на презентацию музеев, воспитанники обеих групп сами представили их, выступив в роли экскурсоводов, тем самым обогатив свой коммуникативный опыт.
Занимательной постановкой спектакля по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» отметили неделю театра дети подготовительной группы. Малышам выпала возможность почувствовать себя благодарными зрителями, а старшим воспитанникам – полноценными актерами.
К 70-летию Великой Победы дети обеих групп создали коллективный коллаж «Салют Победе!». Использование нетрадиционных техник, которыми владели старшие дошкольники, позволило расширить творческий опыт малышей.
Подводя итоги работы над нашим проектом, мы с уверенностью можем сказать, что воспитанники стали более открыты в общении, научились уважительно относиться к мнению других, просить, предлагать и оказывать помощь друг другу, работать в команде.
В культурных практиках мы создаем атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и развития его инициативы.