Освоение воспитанниками социокультурных практик через реализацию педагогического проекта

Из опыта работы

«Освоение воспитанниками социокультурных практик через реализацию педагогического проекта»

 

Алексеева Ольга Александровна,

Парфенова Светлана Александровна,

воспитатели МАДОУ № 35,

 г. Апатиты

В последние десятилетия отечественная педагогическая наука обращается к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которое в педагогику ввела в 2000 г. Ната Борисовна Крылова.

Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды его самостоятельной деятельности. Это освоение не только позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, но и  негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.

Считаем, что, самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Поэтому свою работу строим, учитывая ряд принципов:

— свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно – пространственной  среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно;

— организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение разных задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие, помощь другим в быту).

В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными игрушками, пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.

Самостоятельные действия формируют у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) какие-то действия, организовать сюжет игры, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность. А эти качества необходимы всем детям. Самостоятельно организовывать свою деятельность должны уметь все воспитанники детского сада, независимо от возраста, чем старше дошкольник, тем продолжительнее и насыщеннее их самостоятельная деятельность. Она может быть как индивидуальной, так и групповой. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те знания, умения и навыки, которые воспитанники уже получили в совместной деятельности и не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид занятия.

Более подробно в своем выступлении мы хотели бы остановиться на культурных практиках в аспекте социально-личностного общения воспитанников.

На наш взгляд, наряду с работой по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками, следует учить строить отношения старших дошкольников с младшими и наоборот. Организуя межвозрастное общение, поставили перед собой ряд задач:

  1. Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.
  2. Обогатить образ «Я» старших дошкольников представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых.
  3. Развивать у младших дошкольников желание приобретать положительный опыт в общении со старшими сверстниками, воспитывать уверенность в собственных силах и возможностях.

Цель межвозрастного общения – формирование положительных эмоций у детей обеих групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в решении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера мы обогащаем представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, связывая с содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы помогаем малышам одеваться» и пр.)

Руководствуясь вышесказанным, мы разработали и реализовали педагогический проект «Лучики», «Искрята» — дружные ребята!». Это  проект, направленный на  социально-коммуникативное развитие дошкольников, участниками которого стали воспитанники двух групп – подготовительной – «Лучики» и второй младшей – «Искрята», а также педагоги этих групп. Реализация данного проекта проходила в течение учебного года. Цель проекта —  усвоение детьми социальных и культурно-человеческих ценностей.

Задачи, которые мы решали:

  1. Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях.
  2. Воспитывать чуткое и заботливое отношение к малышам, по отношению друг к другу.
  3. Воспитывать такие качества, как внимание, желание прийти на помощь.
  4. Воспитывать потребность радовать малышей своими добрыми делами, учить получать радость от факта бескорыстного дарения.
  5. Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
  6. Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
  7. Развивать мелкую моторику, сенсорные навыки малышей, навыки самообслуживания.
  8. Развивать у воспитанников социальную компетентность.
  9. Обучать малышей сюжетно-ролевым действиям.

С чего же все началось?

— Вы не поверите, однажды

Ребята в шутку, и всерьез

Из группы «Лучики» решили

Задать нам вот такой вопрос:

— Когда мы были малышами,

Мы не могли одеться сами?

— Конечно, — мы им отвечали,-

Все взрослые вам помогали!

— Давайте тоже помогать

Искрят  все вместе одевать!

Такой в итоге был ответ.

Так появился наш проект.

Вашему вниманию мы бы хотели представить отчет реализации практического этапа проекта. Начали мы именно с того, что попросили старших дошкольников научить малышей одеваться на прогулку. Во время одевания происходило очень ценное свободное (нерегламентированное) общение. В непринужденной беседе малыши узнавали название предметов и деталей одежды, усваивали правильный алгоритм одевания и раздевания, происходил процесс узнавания друг друга, сближения, в результате чего ребята подружились и стали желанными гостями в группах друг у друга.

Совместные игры чаще всего организовывали во вторую половину дня. Играя  вместе, дети приобретали навык взаимодействия друг с другом. Обогащенный старшими дошкольниками сюжет игры помогал малышам приобрести новый игровой опыт, расширить игровые действия. В то же время, детям подготовительной группы приходилось проявлять выдержку, терпение, смекалку. Нередко, в конфликтных ситуациях, старшие дошкольники, опираясь на свой опыт и знания, могли наладить общение, не прибегая к помощи взрослых.

 Заметили, что для детей наших групп  стало приятным занятием преподносить подарки, даря хорошее настроение окружающим. Одним из таких подарков, которыми обменялись наши воспитанники, стали книги. И это натолкнуло нас на мысль создать «Клуб юных читателей». Ребята не просто рассматривали иллюстрации к книгам, но и рассказывали друг другу их содержание, обменивались эмоциями, мнениями по поводу того или иного сюжета.

Изготовление подарков не только к различным праздникам, но и просто так стало традиционным занятием.

Во время прогулок привлекали детей к совместным играм на площадке с песком, снегом. Старшие дошкольники оказывали помощь младшим в усвоении ходьбы на лыжах. Организовывали совместные оздоровительные прогулки и пробежки вокруг детского сада. Разработали и провели совместный физкультурный досуг «В гостях у Снеговика».

В течение учебного года в наших группах были оформлены мини-музеи. В подготовительной  – «Музей Ангела», «Царь Игрушка – Кукла»,  которые дали возможность через образ ангела и традиционной народной куклы приобщить воспитанников к духовно-нравственным ценностям, истокам русской народной культуры.

«Музей Природы» во второй младшей группе показал детям многообразие природного мира и стал хорошей мотивацией для развития познавательного интереса. Пригласив друг друга на презентацию музеев, воспитанники обеих групп сами представили их, выступив в роли экскурсоводов, тем самым обогатив свой коммуникативный опыт.

Занимательной постановкой спектакля по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» отметили неделю театра дети подготовительной группы.  Малышам выпала возможность почувствовать себя благодарными зрителями, а старшим воспитанникам – полноценными актерами.

К 70-летию Великой Победы дети обеих групп создали коллективный коллаж «Салют Победе!». Использование нетрадиционных техник, которыми владели старшие дошкольники, позволило расширить творческий опыт малышей.

Подводя итоги работы над нашим проектом, мы с уверенностью можем сказать, что воспитанники стали более открыты в общении, научились уважительно относиться к мнению других, просить, предлагать и оказывать помощь друг другу, работать в команде.

В культурных практиках мы создаем атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и развития его инициативы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.