Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями посредством проекта
«Мы вместе»
Рубцова Анна Владиленовна, учитель-дефектолог,
Гавриленко Татьяна Владимировна, учитель–логопед,
Попова Ксения Николаевна, педагог–психолог,
Мурманское бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»,
г. Мурманск
Участники проекта:
Коллектив обучающихся группы № 3 компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития МБУ г. Мурманска ППМС-Центра и их родители, специалисты группы: Рубцова Анна Владиленовна (учитель-дефектолог), Гавриленко Татьяна Владимировна (учитель-логопед), Попова Ксения Николаевна (педагог-психолог).
Тема проекта: «Мы вместе»
Проблема: всогласованном взаимодействии с родителями возникают трудности: в одном случае мешают пассивная позиция некоторых родителей в отношении воспитания и развития ребенка; отсутствие знаний о методах развивающей, обучающей работы и неумение организовать предметно-развивающую среду в домашних условиях; неадекватное принятие ребёнка с отклонениями в развитии, чувство вины и несправедливости, которое переживают родители по отношению к собственному малышу; перекладывание ответственности на других (родственников, специалистов, врачей, педагогов). В других случаях, мы наблюдаем чрезмерную родительскую опеку, лишающую детей самостоятельности, превращая их в беспомощных, неумелых, безынициативных. Семье принадлежит основная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка, невыполнение которой приводит к потере семейных ценностей.
Актуальность: Эффективность коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, зависит от правильного взаимодействия с родителями. Повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями – одно из важных направлений коррекционно- развивающей работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога.
Роль семьи в развитии детей с ограниченными возможностями трудно переоценить: родители и другие родственники ребенка должны стать союзниками специалистов Центра, полноправными участниками образовательного процесса.
Важным звеном совместных мероприятий является формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятия его особенностей, темпа и своеобразия развития, а также получение знаний и умений по всестороннему развитию своего ребёнка.
Прогноз (предполагаемые результаты целевые ориентиры):
— в процессе совместной творческой деятельности родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей;
— учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно;
— смогут организовать предметно-развивающую среду в домашних условиях;
— смогут использовать полученные знания и умения в развитии ребёнка.
Продолжительность реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2018г. – май 2019г)
Цель проекта: повысить педагогическую компетентность родителей через совместную творческую деятельность.
Задачи:
— способствовать созданию доброжелательной, положительно-эмоциональной атмосферы;
— способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
— способствовать партнёрскому участию в различных видах деятельности;
— развивать у детей творческие способности;
— повысить уровень познавательного, речевого и эмоционального развития детей, посредством совместной творческой деятельности (праздничные мероприятия, интегрированные развлечения, семейные творческие работы: паспорт семьи, изготовление коллективных и индивидуальных коллажей и открыток, изготовление рукописной книги «Уни и его друг – Солнце»).
— оказать информационную и практическую помощь родителям в воспитании, развитии и обучении детей.
Содержание практической деятельности по выполнению проекта (ход проекта):
- Этап подготовительный.
1. Сбор информации (опрос родителей).В ходе опроса было выявлено:
— необъективное принятие ребёнка с особыми образовательными потребностями;
— недостаток знаний о развитии и воспитании собственного ребёнка;
— неумение организовать предметно-развивающую среду в домашних условиях;
— пассивная позиция некоторых родителей в отношении воспитания и развития ребенка;
— перекладывание ответственности на других (родственников, специалистов, врачей, педагогов);
— отсутствие эмоционального контакта в процессе взаимодействия родителей с ребёнком;
— отсутствие семейных ценностей и традиций как основы и поддержки для гармоничного и всестороннего развития ребёнка.
2. Составление перспективного плана по взаимодействию с семьями обучающихся.
- Практический этап.
- Семейная творческая работа «Паспорт семьи». Педагогами было дано задание родителям сделать паспорт семьи или семейный коллаж с целью формирования у детей представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, любят, уважают и заботятся о друг друге. Совместная практическая деятельность внутри семьи позволила понять детям близкородственные связи, осознать ресурс своей семьи.
- Семейные досуги, посвященные Дню Матери «Мама, милая мама», Международному женскому дню, познавательно-игровое занятие, посвященное Дню Защитника Отечеству «Все профессии важны, все профессии нужны», интегрированное развлечение, посвященное Новому Году «Здравствуй, праздник новогодний!», интегрированное спортивное развлечение «В здоровом теле – здоровый дух», совместная театрализованная деятельность, посвященная Международному дню театра, праздничное интегрированное развлечение, посвященное Дню Победы.
Работа с родителями важная и неотъемлемая часть коррекционно-развивающей работы специалистов. Семье принадлежит основная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. В процессе проведения совместных мероприятий, специалисты донесли до родителей важность участия в совместных мероприятиях, показали значимую роль семьи для ребёнка, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса, оказали информационную и практическую поддержку в воспитании и всестороннем развитии ребёнка. Проведение семейных досугов позволило создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, гармонизировать детско-родительские отношения, развить коммуникативные качества ребёнка — в свободном общении со взрослыми и сверстниками, доставило удовольствие и радость от совместного общения.
- Интегрированное занятие, посвященные Всемирной декаде инвалидов «Мы все равны», познавательно-игровое занятие, посвященное Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма «Я рисую синим».
Проведенные мероприятия имеют важное значение для формирования у детей и взрослых знаний о людях с ограниченными возможностями здоровья, о создании всесторонней помощи, полного и равного соблюдения прав человека, участие людей с ОВЗ в жизни общества, благоприятного психологического климата в обществе к людям с ОВЗ. Специалисты создали оптимальные условия для воспитания и развития таких нравственных качеств у детей, как доброта, сочувствие, толерантность, желание прийти на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.
- Продуктом деятельности проекта являются коллективные работы специалистов, родителей и детей: «Тепло маминых рук», «Мое большое сердце», «Зеленая красавица, всем ребятам нравится», «Цветочная полянка», «Корабль надежды», «Салют над городом», рукописная книга «Уни и его друг – Солнце» в рамках XXII Международного конкурса детской рукописной книги «Земля под Северным сиянием» в номинации «Стань природе другом», направленные навсестороннее развитие, познание окружающего мира, общения, проявления активности и творческого потенциала обучающихся.
Создание рукописной книги — это масштабный результат работы над проектом «Мы вместе» в котором участники заняли призовое место. Также обучающиеся приняли участие во всероссийских викторинах «Бабушки и дедушки», «Моя любимая семья», в которых заняли 1места.
Вывод:
Проектная деятельность «Мы вместе» способствовала объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекло внимание взрослых к проблемам детей, тем самым способствовало повышению качества образовательного процесса. Анализ освоения детьми программного материала показал стабильную и позитивную динамику по всем направлениям развития. Знания, умения и навыки, полученные родителями в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса, родители закрепляли и применяли в условиях семьи. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными партнерами полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса и помощниками специалистам. Проведенная работа, способствовала созданию доброжелательного, доверительного, положительно-эмоционального пространства между педагогами, родителями и детьми, гармонизации детско-родительских отношений, развитию творческие способностей у детей. Родители оценили полученный опыт в рамках реализации совместной работы над проектом и выразили слова благодарности и оставили положительные отзывы. Для нас, специалистов, это явилось обратной связью качества проделанной работы.
Используемая литература:
- Е.А. Румянцева Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7лет / авт.- сост. Е.А.Румянцева.- Волгоград: Учитель, 2015г.- 159с.
- Т.В. Гулидова Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/ авт.-сост. Т.В. Гулидова.-Волгоград: Учитель.-135с.