Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Бенчмаркинг как средство анализа деятельности ДОО | ДЕТСТВО-ГИД

Бенчмаркинг как средство анализа деятельности ДОО

Бенчмаркинг как средство анализа деятельности ДОО

Якушева Надежда Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 38,

г. Заполярный Мурманской обл.

Бенчмаркинг не был изобретен вчера или сегодня, а был с нами еще с тех пор, как вон у той семьи из дома напротив дела пошли гораздо лучше, чем у всех нас. Новизну в это понятие внесли дорогие бизнес-консультанты. В настоящее время конкуренция  в любой сфере деятельности приняла глобальные масштабы. Руководители многих компаний понимают, что необходимо всесторонне изучать положительный опыт конкурентов, для того чтобы заработать деньги и прогнозировать собственное успешное будущее. Чтобы не отставать от более успешных конкурентов и применяют бенчмаркинг.

Что такое бенчмаркинг?

Бенчмаркинг — это способ для изучения деятельности компаний-конкурентов, с целью перенятия их положительного опыта и применения данных о нем в своей деятельности.

Цель и задачи бенчмаркинга

Главная цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы установить, насколько вероятен успех определенной деятельности.

Для полного освещения данного понятия, стоит подробнее рассмотреть основные задачи бенчмаркинга:

  • Определить, конкурентоспособность, сильные и слабые стороны;
  • Установить, какие изменения необходимо провести;
  • Разработать план улучшения деятельности организации
  • Разработать новые подходы к ведению деятельности;
  • Поставить долгосрочные цели, которые более глобальны, чем текущие.

Виды бенчмаркинга

Бенчмаркинг можно условно разделить на несколько видов:

  1. Функциональный – позволяет сравнить, как работают отдельные функции конкурентов.
  2. Общий бенчмаркинг – представляет собой сравнительный анализ показателей.
  3. Конкурентный – сравнение с конкурентами, которые работают на более высоком уровне рынка. Для примера: компания, которая работает на региональном рынке, выбирает для сравнения компанию, которая уже вышла на международный уровень. Эти данные можно считать более важными, но получить их непросто.
  4. Внутренний – сравнение проводится между максимально близкими друг к другу процессами внутри компании. Данные в этом случае собрать легко, но информация получается довольно предвзятой;
  5. Стратегический бенчмаркинг – это процедура поиска новой стратегии развития, которая в итоге приведет компанию к достижению высочайшего уровня производительности. Именно он определяет цели, которых должна будет достигнуть компания;
  6. Бенчмаркинг издержек – при правильном проведении позволяет снизить затраты, а также определить факторы, которые влияют на их образование.

Как источники информации используют публикации, различные списки призеров и победителей в номинации «качество» различных премий, а также разные базы данных (аудиторские, консалтинговые).

Чтобы провести бенчмаркинг, обычно создают специальную рабочую группу. В состав такой группы лучше включать специалистов из разных структурных подразделений компании. Это повышает шансы на объективную оценку полученной информации.

Методы и этапы бенчмаркинга

Методология бенчмаркинга включает в себя определенные этапы:

  1. Выбирается конкретный показатель деятельности образовательного учреждения; (например: возрастная категория воспитанники 6-7 лет; команда участников олимпиады дошколят)
  2. Выбирают параметры, по которым будет проходить сравнение. Это может быть один критерий, а может быть и группа;(готовность к школе, формирование УУД, речевое развитие выпускников; физические показатели: сила, выносливость, бег, прыжки и др.)
  3. Собирается информация о похожих объектах;
  4. Полученная информация тщательно анализируется;
  5. Разрабатывается проект тех изменений, которые будут внесены в эту функцию. Ведется подготовка экономического обоснования планируемых изменений;
  6. Изменения внедряются в практическую деятельность организации
  7. Осуществляется контроль хода внедренных изменений и им дается итоговая оценка.

Результат будет сильно зависеть от того, насколько правильно организован сбор необходимой информации.

Какие показатели сравниваются в процессе бенчмаркинга?

Сравниваться могут:

  • Объемы оказываемых услуг (выполнение муниципального задания %; показатели физического развития воспитанников; % показатели готовности к школе выпускников; кадры учреждения)
  • Финансовая эффективность (Привлечение грантов, субсидий)
  • Репутация /престиж учреждения (группы ДОО)

Кроме того, чаще всего при бенчмаркинге используется информация, находящаяся в открытом доступе, то есть ее вполне можно получить с помощью опросов, анализируя образовательную деятельность.

Недостатки бенчмаркинга

  • Иногда требуются услуги консультантов;
  • Если организация не имеет опыта бенчмаркинга, на первых этапах потребуются серьезные затраты (временные, трудозатраты);
  • Не всегда необходимые изменения приветствуются сотрудниками организации и принимаются ими, хоть и направлены на повышение уровня производительности;
  • Не все общие методы могут применяться к конкретной организации.

Как провести бенчмаркинг организации самостоятельно?

Процедуры, которая подходила бы любому ДОО, просто не существует. Каждое учреждение разрабатывает ее само.

Можно дать только несколько советов, на которые будет возможно опереться в процессе:

  • Выбирайте для сравнения только те процессы или услуги, качество выполнения которых неудовлетворительно. (Например: показатели по физическому развитию детей, КГН и проч.)  Сравнение показателей, с которыми все в порядке повлечет за собой только пустую трату времени и денег;
  • Не выбирайте слишком обширный перечень показателей или процессов для анализа;
  • Подготовьте организацию к тому, что планируются перемены в деятельности;
  • Соберите группу, высококвалифицированных специалистов;

Бенчмаркинг – это непрерывный процесс, считать его одноразовым нельзя. Критериями успешного проведения бенчмаркинга являются правильно подобранная команда, глубокая детализация процессов, заинтересованность руководства в результатах, интеграция результатов бенчмаркинга со стратегическими планами развития.

Во время выполнения работ команда бенчмаркинга имеет возможность посмотреть на свою организацию со стороны. Это позволяет выйти за рамки ежедневной деятельности и существующие ограничения, и найти новые идеи по улучшению работы. За счет применения бенчмаркинга можно избежать многих ошибок, а также повысить показатели (по образовательным областям, кадровый потенциал, престиж учреждения) за относительно короткое время.

Чаще всего бенчмаркинг используют для анализа деятельности ДОО в целом, но процедура анализа подойдет и воспитателям, которые оценивают деятельность группы ДОО.

Какие показатели сравниваются в процессе бенчмаркинга?

Сравниваться могут:

  • Результативное использование современных технологий;
  • Рациональная организация совместной деятельности;
  • Успешное взаимодействие с родителями;
  • Инновационный подход к организации РППС.

Проведение бенчмаркинга в группе ДОО проходит по тем же правилам, что и всего учреждения.

В минувшем учебном году в нашем учреждении проведен внутренний бенчмаркинг по планированию образовательной деятельности. Выявлены слабые и сильные стороны, проанализированы календарные планы конкурентов, выделены интересные моменты и важные аспекты. По результатам проведения бенчмаркинга составлена новая форма планирования образовательной деятельности, которую мы считаем более эффективной, рациональной и удобной для педагогов ДОО.

Использовать бенчмаркинг в ДОО важно и интересно. Пробуйте, и у вас все получится. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.