Артпедагогика как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

Из опыта работы
«Артпедагогика как средство эмоционального благополучия
детей дошкольного возраста»

Котова Светлана Витальевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

В данной статье рассматриваются возможности артпедагогики для решения широкого круга психолого-педагогических задач, связанных с эмоциональным благополучием ребенка, сохранением его психического здоровья, профилактикой и разрешением конфликтных ситуаций.
Достижение положительных результатов в артпедагогике происходит за счет:
— развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
— самого процесса творчества, дающего возможность свободно выразить свои чувства, фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, сказочной истории) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
— возможности заново пережить внутренние конфликты в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на языке образов.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдения которых делает артпедагогику более успешной и интересной.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться.
Во время занятий мы используем разные материалы: гуашь, акварель, карандаши восковые и простые цветные, пластилин, газеты, журналы.
Рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Перечислим условия подбора техники приемов создания изображений, от которых зависит успешность артпедагогического процесса с детьми:
— техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности;
— ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники;
— любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Артпедагогика предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобретательная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка так же естественно, как рисовать.
Изобразительные способы и техники должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

В работе с детьми я использую следующие изобразительные техники: марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги.
Дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

Большое значение имеет внешний вид коллективной работы – зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас.

Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.
В результате такой деятельности у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.